0
787
Газета Культура Интернет-версия

15.01.2002 00:00:00

Дяденька в бусиках

Тэги: мейерхольд, премьера, макбет


Отчего-то в России о любом эксперименте принято рассуждать в стиле "ой, бабоньки!", корчить рожи и извиняться. Как будто бы за опыт, за пробу сил, за поиск надо просить прощения. Вот и тут - в программке, старательно изготовленной Центром Мейерхольда к премьере "Макбета", написано: "Нам кажется важным предоставить молодым режиссерам возможность проявить себя. Допускаем, что такая возможность связана с риском, но у молодых есть право на ошибку". Читаешь такое - и сразу как-то странненько, как-то неловко становится. То ли перед пожилыми, которым ошибаться, а следовательно, и экспериментировать, видимо, не положено. То ли перед зрителем, на ком и ставят этот опыт. То ли перед хозяевами сцены, что скоро год как рискуют и сами уж тому не рады. Так или иначе, входишь в зал с прохладным недоверием, стараясь усесться ближе к выходу, чтоб вовремя сбежать без суеты. И напрасно - ведь на поверку весь этот кровавый ужас, этот многообещающий котел с кипящими эритроцитами оказывается очередным громкоголосым хихикательным шоу, какие и умеет только делать Владимир Епифанцев.

Как и всегда, здесь кряхтит ногастый павелецкий полусвет, трубят тибетские дудки, зияют черепа невинных тварей. Как и заведено, по сцене разбросаны скелеты и лифчики. Как и полагается, режиссер (он же самый главный, самый распрекрасный актер) с макбетовском надрывом кутается в золототканную парчу, горланит чушь под фонограмму, пукает и плюется. На поклоны не выходит, поскольку если уж на публику плевать - так до победного. Очень весело и совсем не страшно - не за что тут начальству каяться.

Впрочем, на самом деле оно - начальство это - и не переживало, поскольку Епифанцева всерьез не воспринимает. Так, забавы ради держит, да еще затем, чтоб было кого в Министерстве культуры предъявлять. "Кто у нас тут молодой режиссер? А?! Покажите! - Извольте-с. Вот - Володя - просим любить и жаловать".

Понимает ли это сам Епифанцев? Видит ли, ощущает ли бесконечную бесцветность бытия? Готов ли отторгнуть, изрыгнуть - как во всех своих ревущих новеллах - нынешнюю сытую тоску и погрузить нас и себя в жуткое месиво искусства. Не дождетесь! То есть понимать-то он, может, и понимает, а вот отказываться от миллиончика на очередной спектакль не станет. И в подвал не пойдет - не солидно. Перед самим собой будет неловко: ведь театр для Епифанцева - место самолюбования, самосуда и самооправдания. Там он по-настоящему слышит себя - через текст фонограммы, через стоны зардевшихся шлюх, через смех и шорох зала. Там он видит себя во всполохе искусственных костров, в испуганных расширенных зрачках партнерши. Впрочем, какие могут быть партнерши - только служанки, подмастерья, глупые девки. Ведь на сцене ОН.

Иногда кажется, будто Епифанцеву крикнули однажды: "А слабо Вольдемару искупаться?", а он решил - черта с два! - и прыгнул. И с тех пор все не нарадуется своему геройству, рассказывает о нем сотую байку, предъявляя нам растерзанный милицией бок. И кто сказал, что это не эксперимент? Может, в предыдущий раз, ракурс был не подходящий или историйка не слишком ужасающая.

Его Макбет, как и полагается подкаблучному убийце, труслив и истеричен, криклив и кичлив. Но именно от него - от него одного - тут все зависит. Его прекрасная леди - всего лишь кривляющаяся дурында, каверзно закатывающая глазки и шабуршащая ногами. Она, у Шекспира рьяная и бесчеловечная гадина, для Епифанцева всего лишь alter ego самого Макбета, жестокая подлая часть его натуры.

Превращая сцену в магическое пространство, насыщенное шаманскими плясками и добуддистким тибетством, рядясь в куртуазные плащики от софринских золотошвеек, таская за волосы привокзальных див, Епифанцев - увы - не становится ни колдуном-оракулом, ни верховным царем, ни даже банальным коммунальным деспотом. Он - святочный ряженый поп, колядующий тут со всем своим пьяненьким причтом, нацепив маски и платьица - так, ради хохмы, ради рождественского божьего веселья. И "Макбет" - просто тема для карнавала, на который - если он станет регулярным - хорошо водить дошколят в образовательных целях. Поскольку зрелище такое громкое и забавное, что дети вовсю развлекутся, а родители уж точно не уснут.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1966
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3998
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
3043
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2478

Другие новости