В этом году расклад в рамках Национальной премии кинокритики и кинопрессы "Золотой Овен" оказался прост и лаконичен. Она практически вся досталась "Тельцу", по поводу чего Вадим Абдрашитов даже пошутил, что кинокритика уже решила вопрос о переносе столицы (имея в виду ленкомовские корни Сокурова). "Телец" назван лучшим фильмом. У Александра Сокурова - лучшая режиссерская и операторская работа. Получая премию, Сокуров очень извинялся, от чего выглядел еще более уверенно и надменно: "Я понимаю, что очень многие недовольны этим решением. Но так сложилось". В номинации "Лучший сценарий" победил Юрий Арабов. За лучшие мужскую и женскую роли награждены исполнители Ленина и Крупской Леонид Мозговой и Мария Кузнецова. Премия за работу художника досталась Наталье Кочергиной. В общем, отмечены все основные члены творческой группы "Тельца".
Картина о распаде личности революционного вождя сделана в лучших традициях режиссуры Александра Сокурова, тонкого знатока деструкции человеческих души и тела. Но формально изощренный, шокирующе убедительный в актерской игре "Телец" кажется запоздалым в своей политической тенденциозности и негуманности к персоне, негласно сочтенной ныне настоящим врагом нации. Раньше Сокуров обычно любил своих героев, подверженных процессу разрушения и смерти еще при жизни. И даже в отношении к героям "Молоха" ощущалось режиссерское сочувствие. Ленин у Сокурова подвергнут полному внутреннему остракизму. Поэтому и картина любопытна, но не увлекательна. Ужасает в ней не Ленин, а отношение художника к человеку, каким бы тот ни был.
Среди других номинантов на звание лучшего фильма ("Второстепенные люди" Киры Муратовой, "Нежный возраст" Сергея Соловьева, "Романовы. Венценосная семья" Глеба Панфилова) именно "Телец" наиболее "страшно далек от народа" - если выражаться словами его исторического героя. Фильм Киры Муратовой нарочито прост, но все равно элитарен. Картины Панфилова и Соловьева, всерьез обращенные к общественно-политической тематике, уже не стали хитами. Это вполне закономерно в эпоху деполитизированного кино, служащего досугу и престижу, а отнюдь не духовному самоопределению личности. Однако названные два фильма все же вполне способны циркулировать в большом прокате. Чего не скажешь о "Тельце". Таким образом, выбор критики радикально разошелся с идеей универсального национального кино. Последнего в 2001 году вообще не случилось, однако хотя бы претендовать на универсальность фильм Сокурова может в последнюю очередь.
Остатки "Золотого Овна" распределились более равномерно. Вслед за решением киноакадемиков "Ники", уже наградивших Сергея Гармаша за его роль второго плана в "Нежном возрасте", последовало аналогичное решение кинокритиков. За свою народную эксцентриаду Гармаш достоин любых призов, однако замечать в картине Соловьева только эту работу по меньшей мере несправедливо. Евгения Добровольская получила премию за роль второго плана в "Механической сюите" Дмитрия Месхиева. Действительно, так самоотверженно изображать пьяную и страдающую девушку решится не всякая актриса. Лучшей музыкой сочтена вполне удачная работа Олега Каравайчука для "Темной ночи" Олега Ковалова - картины, которую вообще вряд ли увидит когда-либо какой-либо непрофессиональный зритель.
Награду за дебют получили "Сестры" Сергея Бодрова-младшего. Он весело удивился: "Критики - странные люди. Сначала ругают, потом награждают". Однако выбор откровенно слабых по режиссуре, но душевных "Сестер" вполне логичен и отчасти вынужден. Палитра сколько-нибудь приемлемых дебютов 2001 года вообще небогата. (Соперниками Бодрова по номинации были слишком легковесные "Ехали два шофера" Александра Котта и слишком старомодное "Приходи на меня посмотреть" Михаила Аграновича и Олега Янковского.)
Среди зарубежных картин фавориткой стала мазо-экстремистская "Пианистка" Михаэля Ханеке, потеснив прозрачно трогательную "Амели" Жан-Пьера Жене и лирико-экзотичное "Любовное настроение" Вонга Кар-Вая. Изабель Юппер премирована за лучшую женскую роль. А Райан Гослинг, исполнитель юного отщепенца, американского еврея-фашиста из "Фанатика" Генри Бина, получил приз за лучшую мужскую роль, обойдя Бенуа Мажимеля (опять "Пианистка") и Хавьера Бардема ("Пока не наступит ночь" Джулиана Шнабеля). Таким образом, даже из иностранных картин в душу нашей кинокритике запало все самое надрывное, болезненное и утонченно психологическое. Пока широкая зрительская аудитория ищет, чем бы развеяться и тонизироваться, раздумчивая и духовная критическая братия получает отдохновение в высокоэстетической дисгармонии. В таком выборе читаются не только искренние пристрастия профессионалов, но и их внутренняя реакция на эпоху развлекательного искусства. Кстати, парадоксально, но закономерно "Золотой Овен" объединил в своих премиях фильм Сокурова о нетерпимости к личности старого умирающего Ленина и фильм Генри Бина, побуждающий сострадать фашиствующему юноше-самоубийце.