В отличие от других искусств архитектура отчетливо распадается на процесс и репрезентацию. С первым, конечно, хуже. Хотя в Москве все меньше башенок и все больше спокойного модернизма. Дом-событие - один: магазин на Семеновской Николая Лызлова. Нижний Новгород планку держит, а в Питере по-прежнему тоска. Правда, Эрик Мосс сделал фантастический проект нового здания Мариинки (алюминиевое облако, парящее над Крюковым каналом), но его вряд ли утвердят.
Иностранных звезд в России нет как нет, зато появился долгожданный (и очень качественный) дайджест по западной архитектуре - "Проект International". Параллельно родился другой журнал - "Проект Классика": остроумный, провокативный, и отнюдь не только про классическую архитектуру. Стоит отметить и портал archi.ru, ставший безусловно главным на рынке архитектурной информации. Ну и сами архитекторы в этом году энергично обзаводились сайтами, из которых самый живой - asadov.nm.ru.
Главным событием года могло бы стать изменение формата фестиваля "Зодчество", прежде сугубо профессионального (а тут он переехал в Манеж) и учреждение при нем новой национальной архитектурной премии - "Хрустального Дедала". Но фестиваль испытания Манежем не выдержал, а вот премия нашла героя - это жилой дом в Отрадном (архитекторы Владимир Юдинцев и Борис Шабунин). Поскольку дом действительно хорош, то и за премию не стыдно.
Но лучшей выставкой все равно остается "АрхМосква", у которой в этом году появился важный раздел - "АрхКаталог" (ведущие зодчие России), а новым центром архитектурного притяжения стал Музей архитектуры: каждую неделю - выставка, и половина - преинтересные. Отрадно, что МУАР принимает теперь в свои объятия и самые свежие постройки (программа "Строение #"). А вот со старыми по-прежнему беда: главным скандалом года стало разрушение Бахметьевского гаража Мельникова - Шухова.
А Александр Бродский за свою инсталляцию "Кома города" получил итальянскую архитектурную премию - и это наш единственный прорыв "туда".