Ну уж если университетские девушки в Москве забросили Булгакова и подсели на "Гарри Поттера", то впору говорить об окончательном поражении литературоцентризма в России. Ибо с точки зрения великой русской литературы книги о мальчишке-волшебнике - это стопроцентная халтура, неумелая компиляция из классических образцов, написанная закомплексованной женщиной, к тому же наспех переведенная на русский язык, но издающаяся невиданными по российским масштабам тиражами и крупным - для пятилетних - шрифтом. Это-то как раз и радует.
Статистика говорит - приключения Гарри переведены на 37 языков и проданы во всем мире в количестве более 100 млн. экземпляров. А фильм - "Гарри Поттер и философский камень" - в первый уикенд своего выхода на экраны побил все рекорды сборов, в том числе и, казалось, незыблемых "Парка Юрского периода" и "Титаника".
Не следует преувеличивать влияния 11 сентября на повальный успех, но, рассуждая цинично, американские взрывы как нельзя лучше легли на подготовленную заранее почву. Пандемия поттеромании развивалась долго, а последние события ее обострили.
Все началось еще в 1993 году, когда жительница Эдинбурга Джоан Роулинг, оставленная мужем, с маленькой дочкой на руках, пытаясь заработать на жизнь, написала историю о юном волшебнике. (Кстати, по ее словам, все свои сюжеты она придумала еще до первой публикации.) Лихо разобравшись с жестоким миром взрослых на бумаге, Роулинг явно не ожидала последствий. Симптомы болезни проявились спустя несколько лет, а два года назад началась эпидемия. Сперва среди детей, потом у взрослых.
Впрочем, эпидемия была спланирована идеально по законам рынка. Те, кто прочел одну книгу (пусть даже из скептического любопытства), на 80% купят продолжение, а те, кто прочел и продолжение, купят еще и уже - на 90%. И пойдут смотреть фильм - на все 100%. Если достанут билеты.
Прибавьте сюда компьютерные и настольные игры, куклы, сувениры, которыми забиты все книжные и не только магазины, и сразу представите размах цепной реакции рынка. В Москве, кстати, уже продаются поттеровские метлы с компьютером на рукоятке. Седлаешь ее этакой ведьмой, включаешь и - "улет". Рекомендую: новогодний подарок. За хорошую цену.
Апофеозом же стала мировая премьера фильма "Гарри Поттер" 5 ноября в Лондоне. Именно в этот день и в этом месте я волею судеб оказался, и могу свидетельствовать: ажиотаж был невероятный, сравнимый разве что с битломанией. Премьера готовилась давно, а американская трагедия усилила ее эффект. Теперь весь мир на наглядном примере Роулинг изживает собственные комплексы. В том числе и Россия.
В переводе с английского фамилия Поттер - это Гончаров. Если в школе нас учили, что Обломов со Штольцем из романа классика - это диагноз русскому обществу первой половины XIX века, то гончаровский тезка-персонаж вполне сгодится на диагноз в начале XXI. Россия научилась снимать свои сериалы и писать детективы не хуже западных. Не исключено, что, вдохновившись Поттером, какой-нибудь неудачник публично изживет свои комплексы в легкодоступной форме, его заметит прозорливый издатель, и начнется...
Условия рынка не дают времени валяться на диване с книжкой, размышляя о величии сущего. Гончаров в гробу повернулся к нам задом. А с ним и вся великая русская литература. Это их дело в конце концов. Поттеро- и толкиномания лучше экономических показателей говорят, что Россия повернулась к Западу. Лицом.
В начале недели, выступая на BBC, Роулинг объявила о том, что дописала заключительную главу приключений своего героя, что читателей ждут драматические события, несколько страшных убийств и смертей и что герои ее взрослеют и у них уже "вовсю начинают играть гормоны".
Дети и взрослые будут в восторге.