Десятый шаляпинский фестиваль в Уфе привлек новыми ходами. Посвященный Верди (100 лет со дня смерти), он связал год великого итальянца с памятью нашей истории: 60 лет назад здесь проходили совместные спектакли уфимской и киевской оперы, нашедшей приют в Уфе в годы войны. По этому случаю на берег реки Белой прибыл десант с Днепра в составе 6 солистов Национальной оперы Украины с главным дирижером Владимиром Кожухарем. Они вписались в фестивальную панораму Верди ("Травиата", Реквием, "Риголетто", "Аида"), придав интригу местному сюжету. Триумфа знаменитых украинских голосов на сей раз не было - киевляне нынче переживают непростые времена. И все же среди не ровных выступлений известных певцов (в бывшем СССР знают и любят, например, Ивана Пономаренко) сверкали молнии удач. Прежде всего - Людмилы Юрченко, чья Амнерис в "Аиде" пронзила зал в союзе с несокрушимым, как египетский жрец, профессионалом Кожухарем.
Однако главное направление удара - премьера "Травиаты" - обошлось без киевской артиллерии. Именно "Травиата" вселяет надежду на интересное будущее Башкирской оперы, связанное с новым руководством, - директором Андреем Шишкиным и главным дирижером Алексеем Людмилиным. Музыкальное решение Людмилина обеспечило общий успех постановки, где уязвимая сцена (болгарский режиссер Кузман Попов, сценограф Курбан Чарыев, костюмы - Алла Коженкова), к счастью, была увлечена током музыки. В ожившем наконец оркестре уфимцев появились неслыханные до сих пор нюансы, контрасты, словом, и жизнь, и слезы, и любовь. Причем этим можно было бы ограничиться, если бы не чудная Виолетта Эльвиры Фатыховой. Работавшая в Уфе, ныне солистка Оперы Анкары, она стала подарком не только спектакля, но и всего фестиваля - как цветок, врученный Виолеттой Альфреду в залог любви. Искренность, обаяние, летучесть, превосходный вокал - про таких итальянцы говорят: "Есть персонаж!" Ее партнер Алексей Сребницкий (Днепропетровск) таким комплексом не обладает (бросается в глаза сценическая неподвижность), но его полетный и сильный тенор - тоже подарок. Козыри молодой пары в фестивальной игре оказались неоспоримыми.
В общем, уфимцев надо поздравить. Одновременно "Травиата" закручивает в жизни театра сложную драматургию, требующую явного продолжения и усиления, чтобы получился российский резонанс. Для наметившегося более высокого уровня продукции нужна более современная эстетика сцены, достижимая лишь в союзе с продвинутыми единомышленниками-постановщиками. Нужна команда, которая поведет к новым берегам. Иначе нежный цветок "Травиаты" рискует увять.