0
813
Газета Культура Интернет-версия

28.12.2001 00:00:00

Божоле старо, но убедительно

Тэги: большой, театр, спектакль


Если раньше Большой гордился исключительно собственными старыми постановками, то теперь его репертуарный план (впрочем, только на две недели) украсил старый иноземный спектакль. Постановка 1982 года (восстановлена в 1990-м) арендована у неаполитанского театра "Сан-Карло".

Архаичной на вид неаполитанской версией пышной оперы "Сила судьбы" Большой на излете "года Верди" успел еще раз, и более респектабельно, чем это вышло с собственным "Набукко", отметиться на поле интернациональных торжеств.

Кроме того, аренда "Силы судьбы", которая будет идти по системе блоков (несколько спектаклей - и домой, в следующем сезоне - еще один блок), и участие итальянских специалистов в ее переносе на "большую" сцену - это фактическое начало новой стратегии театра. Со следующего сезона он обещает практику копродукций, пока же более дешевым методом аренды старого спектакля Большой причащается реальному миру итальянской оперы.

Сценическая версия "Силы судьбы" из "Сан-Карло" сработана режиссером Карло Маэстрини без особенных режиссерских изысков, корректно и статуарно. Как более-менее гибкий каркас для непременного в такой ситуации звездного вокала. Хмуро величественные стены-двери-коллонады-анфилады, расцвеченные в зависимости от сюжетных поворотов шпагами и флагами (в драчливых сценах), свечами и крестами (в сценах длительного молитвенного благоговения), играют роль всего лишь рамки. Внутри которой певцам нужно только петь. Мизансценирование ограничено скромной разводкой по принципу "меньше ходишь - дальше будешь". В вокальном смысле.

В Москву неаполитанскую "Силу судьбы", партитура которой заслужила репутацию "оперы звезд", перенес сын режиссера Пьер Франческо Маэстрини. Сюда еще приехали декорации художника Антонио Мастроматеи, его эскизы костюмов (сшиты уже в Большом) и вокальный педагог Франко Пальяцци.

По-видимому, именно ему Большой обязан достигнутым результатом, который ожидался не без трепета. Собственно, театр и не планировал нового изумительного зрелища, поражающего воображение московских опероманов и туристов. Он лишь обещал респектабельное действо и главное - качественный вокальный ансамбль, редкий вид для этой сцены.

Премьерный состав, опираясь на качественный вокал главных партий - собственной примы театра Елены Зеленской (Леонора), баритона Сергея Мурзаева (Дон Карлос) и звездного тенора Сергея Ларина (Дон Альваро), в целом звучал выверенно и достойно. Чему способствовал и эмоциональный, но не выспренний дирижерский стиль рижанина Александра Вилюманиса.

Участие в этом спектакле большого специалиста по итальянскому "бель канто" Сергея Ларина, за чьими перемещениями по мировым оперным сценам от "Ла Скала" до "Ковент-Гарден" заинтересованная общественность следит чуть ли не завороженно, действительно придало ему вокального шика. Поскольку тенора с "европейскими" ушами и грамотным вокальным стилем здесь редки. Впрочем, и Зеленская превзошла себя, выпевая сложнейшую партию со вкусом.

Опера, сочиненная по русскому заказу (ее первое представление прошло в Санкт-Петербурге в 1862 году, после чего Верди получил из рук Александра II орден Святого Станислава) на сюжет романтической драмы с морем крови, довольно-таки ходульными персонажами и расхожей фабулой, в Москве смотрелась немного отмороженной, однако прозвучала респектабельно. Местами не без блеска.

Московская версия не конкурирует с известными постановками этой оперы, однако сильно конкурирует с привычными здесь образами и возможностями. Весь музыкальный ее крой выглядит добротно, и не вянут уши, что в истории Большого легко трактуется как действительное серьезное достижение.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1751
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1096
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
797
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1079

Другие новости