Позавчера во МХАТе вручали премию "Чайка". Вручали пышно, громко и светло, как и полагается веселой светской премии, чей учредитель - то один, то другой телеканал с обширной аудиторией. В недавнем прошлом это был ТВ-6, ныне - НТВ. Однако, несмотря на смену владельца, лицо премии все то же. Это улыбчивое и обаятельное, строгое, но не злое, хоть слегка близорукое, но весьма миловидное лицо Екатерины Коноваловой. В помощь к ней пришли сценарист Елена Гремина и режиссер Георгий Товстоногов-младший, устроившие на сцене малобюджетную феерию на тему гендерных взаимоотношений, сексизма, харрасмента и проч. Кто никогда не видел ни одного вручения какой-либо премии (о, счастливцы!) - объясню. На сцене постоянно мельтешат живые лица с обложек, которые произносят несмешной текст, в перерывах вручая блестящие статуэтки. В этом году было про баб и мужиков, которые, как всегда, чего-то не поделили, поскольку одни рождены с пенисом, а другие - без.
Еще взгляните на список номинаций, вернее на то, как они называются. "Маска Zorro", "Двойной удар", "Улыбка Ж", "Диагноз - актер". Казалось, шутки шутками, но получать никто не придет - постесняются. Нет! Пришли! Татьяна Друбич - в номинации "Дебют". Евгений Миронов - "Улыбка М". Отар Мегвинетухуцеси - та самая "Маска Zorro". Когда он вышел на сцену, зал отчего-то встал. Отчего? Вроде бы батоно Отари еще жив, и, по правде говоря, каких-то великих заслуг перед отечественным театром (вроде как у какого-нибудь Синатры перед Голливудом) за ним не замечено. Да и номинация какая-то странная - "нетрадиционное раскрытие образа". Хотя все закономерно - пошлость (а любой приз - даже Нобелевский - по определению пошл) превратилась бы в фарс, если бы в ней не нашлось места для пафоса. А премии не могут быть фарсом, иначе от них все отрекутся.
Тут важно уточнить - в данном случае речь не о "Чайке", а о традиции вручения светских подарков в целом. "Чайка" в этом списке - приятное исключение, поскольку мало того, что неофициозная и веселая, так еще и честная. Ибо никому не сулит престижа и неожиданных материальных выгод. Более того, она еще тем хороша, что всех дружественных ей знаменитостей вывозит в Сургут, где они, знаменитости эти, ой как нужны бывают. Особенно в полярную ночь. И оттого, может, вдвойне обидно, когда выдумщиков сценического действия заносит куда-то за границы добра и зла. Где им, возможно, и место, но зрителю места нет и, надеюсь, никогда не будет.