В городе пахнет железной дорогой - такое впечатление, что жители сидят на чемоданах. Снега мало, а тот, что выпал, вытоптан до серой кондиции бетона. Только женские каблуки оставляют на нем белые росчерки. Чем не живопись Поллока?
Театр драмы расположен на всхолмии, над главной площадью с памятником Ленину посередине. У подножья театра по выходным торгуют с машины мясом, однако наверх по потемкинской лестнице забредают только истинные ценители искусства. Так что с оппозицией "высокое-низкое" здесь все в порядке. Даже слишком.
Не театр, а бастион, скрещенный с готическим собором. Форма, как и положено военному укреплению, круглая. Над центральным входом - резное кружево: металлические фигурки классиков и сцены из пьес (изваяния Островского и Шекспира украдены). В общем, все как и положено над воротами в храме.
Строили театр десять с лишним лет. На "храм искусства" пахала вся область: тесали черный и красный мрамор, отливали скульптуры, заказывали хрусталь на люстры и бук на паркет. Получилось помпезно, но со вкусом - кресла полукругом, градус наклона как в лектории, сцена вдвое больше зала. Играй не хочу.
Они и играли. Начинали с кабаре в Народном доме на потеху мещанам. Потом ставили сомнительные "Даму из Торжка" и "Дочь улицы". Далее играли революцию в "Гимне труду" и "Рычи, Китай!" - о том, как "это" было в Китае. В войну приютили московский Малый, но генеалогия и так ведется в Драме оттуда: в 35-м году старейший актер Малого Сергей Головин возглавил труппу, с тех пор Драме приписывают выучку Малого, что недалеко от истины: тот же классицизм, та же декоративность, плюс прямолинейность, плюс наглядность, плюс психологизм. Островский, Чехов, Горький. "Любовь Яровая". Псевдоклассицизм Григория Горина - "Чуму на оба ваших дома" - Наум Орлов (почти 30 лет "главный") поставил, как партию в шахматы разыграл.
На юбилейном вечере актеры представили капустник - беглый взгляд на историю театра, разыгранный со студенческой прытью. Поздравляли родной театр всей областью - костюмированные "оммажи" поступали со всех концов края. Отцы города толкали речи во втором отделении. Зачитывали телеграммы из Москвы. От СТД приехал Евгений Стеблов - сказать, что на выездах для него нет лучшей площадки, чем в БДТ и в Челябинской Драме. "Ибо здесь царит дух творчества, дух истинного театрального искусства", - объяснил известный актер. "Или это радиационный фон повышен?" - понизил тут же градус.
Что там с фоном, нам неизвестно, ясно другое: "дух искусства" царит там, где за все заплачено. В этом смысле Челябинская Драма - показательный, "оранжерейный" случай: только на юбилей администрация города отстегнула четыре миллиона - "подновить свет и звук, чтобы на высшем уровне было". В общем, провинция - не Москва: тут если цитадель, то самая настоящая, королевская, на которую пашут все - "только работайте!". Вот они и работают. В перспективе у Орлова все пьесы Чехова, сыгранные в одних декорациях с одними и теми же актерами (это чтобы показать драматургию Чехова как единый текст, как систему лейтмотивов). Ну и "булгаковская" энергия директора Драмы с огнестрельной фамилией "Макаров". Это все благодаря ему у Драмы гастроли там, гастроли тут. Это он возит в Челябинск "московские штучки". Это у него все - в дом, все - в театр, все - "на благо цитадели".
И актерский, что называется, коллектив, во главе которого - старожил Драмы, актриса "той еще школы" Лилия Бокарева, сыгравшая на этой сцене Эрдмана, Андреева, Мережковского, Чехова. Юбилей театра совпал с ее семидесятилетием - так что непонятно было, кого поздравляют: театр в ее лице или ее на фоне истории театра.
Что, впрочем, одно и то же.
Челябинск-Москва