У каждой страны свои страхи и свои ностальгические бредни. Франция явно переживает очередной приступ паники по поводу быстротечности бытия. На вопрос корреспондента "НГ" о том, какое отношение к современной жизни имеет сюжет о монстре в поисках бессмертия, режиссер "Видока" Питоф ответил: "Самое прямое! Для нас, французов, да и для всего западного мира, это какое-то наваждение - жажда вечного здоровья и жизни. Идет настоящая погоня за рецептом вечной молодости".
Сюжет "Распутниц" (Absolument Fabuleux) Габриэля Агиона лишен мистики и, видимо, прямо корреспондирует с умонастроениями французов. Фильм можно рассматривать как истовую молитву о воскрешении семидесятых. С высоты глобальных проблем XXI века мир тридцатилетней давности видится беспечным, окутанным пушистыми боа от лучших кутюрье и пропитанным коктейлем из самого дорогого шампанского с самыми изысканными духами. Русский вариант названия фильма как бы случайно рифмуется с хитом прошлого сезона - "Распутником" (кстати, там тоже играла Жозиан Баласко). Так продолжается добрая традиция подмечать буйную фривольность во всех французах, от великого Дени Дидро до рядовых современных дам. Тем более что последние стараются не отставать от своих маститых и изобретательных предшественников.
Две героини, давно уже перемахнувшие бальзаковский возраст, ведут себя так, как будто им все еще двадцать. Дышат кокаином и хлещут вино. Готовы насиловать юношей прямо в автомобилях, скупать шикарные шмотки оптом, скандалить в публичных местах и рыться на просторах гигантской свалки в поисках утерянных драгоценностей. Надо окончательно распроститься с иллюзией своей молодости, чтобы так буйно демонстрировать свою моложавость. Жозиан Баласко и Натали Бай, судя по всему, считают, что их час уже пробил: земную жизнь пройдя до половины, они имеют право ступить в вечность и вытворять там все, что заблагорассудится. Они - неприкасаемые дивы ретро. Бессмертие им обеспечено прямо на этом свете. Натали Бай бравирует своей идеально сохранившейся фигурой, а Жозиан Баласко - полным отсутствием оной. Наряды от Жан-Поля Готье должны подчеркнуть, что и совершенство форм, и чрезмерный вес одинаково экстравагантны на рубеже пятидесяти лет.
Лихая свобода Эдди и Пэтси в интимных вопросах выглядит не просто комично. В контексте нынешней мании "безопасного секса" она кажется безрассудным риском. Но в угаре многолетних кутежей подруги скорее всего до сих пор не успели прочитать о СПИДе. Что уж говорить о патологической непрактичности и таланте влипать в заведомо провальные проекты┘ Однако юные создания, наследники поколения "Х", ратующие за правильный образ жизни, выглядят заведомо немолодыми и неполноценными. Они не нуждаются в опеке, но и восхищаться ими не хочется.
Беспробудная клиническая инфантильность роднит парижских дам с советскими гражданами застоя. И все же вместе с "Распутницами" даже не очень молодой российский зритель вспоминает какие-то малознакомые 70-е. Фильм напрочь свободен от политических аллюзий того времени - ни про советские танки в Европе, ни про собственные студенческие революции Эдди и Пэтси не помнят. А хипповские настроения славно гармонируют с воинствующим культом роскошества и мотовства. Весь мир - полигон для богемного провождения времени. И стало быть, там исключены любовные драмы, вроде тех, что случались с героями сплошь и рядом в авторском кино второй половины ХХ века. О том, что элегантная и прозрачно искренняя эпоха 70-х обладала своими печалями, напоминают лишь песни Далиды. По какому-то недоразумению Агион оставил их в фильме как "вещественное доказательство" собственного прекраснодушия. Как всегда в таких случаях, оно свидетельствует не о том, что Агион не знает прошлого, а о том, что режиссеру не очень нравится современность.