Через обледенелые морозные улицы - красно-белые растяжки с рубленой цифрой "60". На Белорусском вокзале - военные марши под гармонь с деревянной эстрады. 60-летие битвы за Москву город отметил сдержанно.
┘У Дома фотографии появилось еще одно помещение для выставок, что подтверждает идею депутата Мосгордумы Евгения Бунимовича о децентрализации городской культуры. Фронтовая хроника лучших военных фотографов разместилась в Доме культуры "Зодчие" на Партизанской улице. Но название улицы и ее удаленность отпугнули журналистов, они не доехали.
На черно-белых отпечатках - живые лица, мокрый одежный войлок, котелок у самого рта (ложка сломалась), обманчиво мягкие и округлые лопасти боевых самолетов, сверкающий хром "зимов". Тяжелые полевые будни и неколебимая уверенность в своей правоте. У Наума Грановского разведчики столичного неба охраняют Кремль, у Ивана Шагина пацан в буденновке залез на трофейную пушку и смеется. У Сергея Лоскутова пехота бежит из цветущей луговой поляны в забросанный гранатами дом, почти слышно нестройное "Ура!". У Александра Устинова Тверская улица забросана дровами - вот-вот полено окажется под колесами остановившегося троллейбуса.
Авторы - фотокоры ТАСС, "Правды", "Красной звезды" - рупоров советской пропаганды. Но никто из них тогда еще не позволял себе лепить нерукотворные маски вместо лиц и возвышенно искажать реальность. Все дышит, напряжено ожиданием, изматывающей работой. Создание идеальной действительности еще не началось. Размениваться на это бессмысленно. Цель была действительно высокой.