0
892
Газета Культура Интернет-версия

28.11.2001 00:00:00

Не убей Гирея!

Тэги: лавровский, балет, юбилей


Михаил Лавровский заработал своей стране миллион долларов. А страна даже спасибо не сказала. Просто хапала в бездонный карман развитого социализма, пока выдающийся танцовщик Лавровский был премьером Большого и ездил с театром на зарубежные гастроли. В один и тот же момент социализм накрылся, ГАБТ потерял придворный статус, а карьера Лавровского по естественным (возрастным) причинам подошла к концу. Тройное совпадение оказало сильное воздействие на Михаила Леонидовича. С тех пор в беседах с журналистами он пребывает в элегической задумчивости, замешанной на воспоминаниях о хорошем времени, когда, по его словам, "Григорович родил все наше поколение", а ГАБТ давал чувство защищенности от реальности.

Существует театральная байка: мама Лавровского, балерина Елена Чикваидзе, увидела, с каким напором Миша танцует в "Бахчисарайском фонтане", и сказала: "Не убей Гирея, сынок". Так длится по сей день: в предуведомлении к своему юбилейному вечеру Лавровский - ныне педагог и хореограф - отрекается от модной "склонности к бесконечным шуткам" и подтверждает тягу к разумному, доброму, вечному с культом открытых эмоций. Ясно, что при таком душевном раскладе юбиляра взволнует лишь философская трагедия или, на худой конец, суровая драма. Три показанных балета Лавровского - биографический "Нижинский", малосюжетный "Матадор" (юбилейные премьеры) и исторический "Казанова" (из репертуара ГАБТа) - кончаются чьей-то физической или моральной смертью.

"Казанова" - балет под Моцарта - наполовину навеян фильмом Феллини, наполовину - мемуарами великого развратника-философа. Сначала - балы с маскарадами, желанная жена ближнего своего, маленькая ночная серенада, блеск и нищета куртизанок. Потом - любовь с куклой, нож в грудь соперника, вселенская скука и люстра, метафорически и буквально разбивающая в прах разочарованного сексуального гиганта.

Следом, в "Нижинском", звучал Рахманинов - его "Остров мертвых", навеянный картиной Беклина. Психически больной бог танца (в блистательном исполнении Дмитрия Гуданова) танцевал на тему "позор, тоска, о жалкий жребий мой", внутренне и внешне содрогаясь от манипуляций хищной жены Ромолы и инфернального Дягилева, которого изображал юбиляр. В "Матадоре" из россыпи так называемых характерных танцев, классики с вольноотпущенными руками и поддержек из балета "Спартак" сплелось нечто испано-цыганское. Идею спектакля Лавровскому подсказал бывший худрук ГАБТа Геннадий Рождественский - он хотел продирижировать партитурой испанца де Фальи к балету "Любовь-волшебница". От замысла не осталось ни Рождественского, ни первоначального либретто. Лишь вечное "любит - не любит - плюнет - поцелует". С гибелью красавицы в финале. Матадор по-испански - "убийца".

...Михаил Швыдкой, сообщая о награждении Лавровского орденом Почета, сказал: "Когда есть такие артисты, можно обойтись и без министра культуры". Веселая кода "Дон Кихота", тоже с испанским, но оптимистическим зарядом, венчала пирамиду юбилея, как воздушное пирожное - парадный обед. Лавровский вспомнил молодость - протанцевал сегидилью с кордебалетом. Балетоманы, как один, зашлись в приступе острой ностальгии.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
576
Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Екатерина Трифонова

Иван Родин

Online-версия

0
641
Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Андрей Мельников

0
399
Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

0
489

Другие новости