Традиционный фестивальный проект "По ковру" в культурном центре "Дом" с каждым разом становится все респектабельнее. Все меньше выглядит внутрикорпоративной сенсацией, но, предлагая из развернутого мирового этно-рынка самое спокойное и статусное, завлекает много разномастной публики. Снежным субботним вечером здесь играли исполнители суфийской музыки из Пакистана, группа "Братья Сабри". Это cамое ориентальное, что можно представить себе на современной европейской этнической сцене, и, возможно, самое культурно-ценное, что может на данный момент предоставить пахнущий порохом Ближний Восток. В поте лица под аккомпанемент собственных ладоней, табла и стационарных физгармоний (их завезли в пакистанский Пенджаб португальские купцы в XVI веке) суфии три часа кряду славили Господа, к Нему обращались, с Ним разговаривали, завораживали очевидцев.
Поначалу, когда крупные Хаджи Гулам Фарид Сабри и Хаджи Макбул Ахмед Сабри - старшие певцы в группе, обоим за семьдесят - вышли на сцену в длиннополых расшитых халатах, их встретили снисходительным пониманием эстетов, видавших самые разные концерты этнической музыки. Любители дикой природы с той же примерно позой глядят на игры представителей фауны. Но действие музыки и непонятных, мантрических речений, освобождающих восприятие, стало физически, до дрожи гипнотическим, до невозможности пошевелиться.
"Братья Сабри" уже 40 лет с успехом гастролируют по всему миру и записываются на крупнейших западных лейблах. Но в отличие от многих этнопроектов большая семья Сабри - не концертирующий состав, а религиозная секта. Сабрийя, династийный кружок религиозных мистиков, чей путь духовного "делания" лежит через благочестивое пение - кхаял (qawalli), "послание" Господу. Основатель секты-семьи был не просто так, но одним из любимых придворных певцов императора Индии. Кхаял - традиция синтетическая: мелодика раги и ритмическая основа талы происходят из индийской музыкальной традиции "хиндустани", и уже на них причудливой вязью накладываются слова божественных посланий суфийской поэзии. Суфизм, исламское мистическое учение, музыкально воплощенное в пении "Братьев Сабри", показывает совсем другую, скрытую от массмедиа сторону ислама. Обратную по отношению к прикрытому законами шариата экстремизму. Исполненную средневековой энергии, но далекую от архаизма. Столкнуться с ней лучше в концерте.