0
936
Газета Культура Интернет-версия

22.11.2001 00:00:00

Доктор лектор

Тэги: net, вечеринка, гришковц


На маленькой вечеринке, устроенной по поводу закрытия фестиваля NET, я подошел к Гришковцу и сказал что-то вроде: "Жень, вы знаете, вы... вообще понимаете, что вы великий?" А Гришковец мне: "Ну ладно... Ну спасибо, спасибо. Давайте, позвоните мне дня через два, надо обсудить кое-что. Знаете мой телефон? 8 902..." И как-то так сразу стало хорошо, тепло и достойно: мол, вот, такой человек и так запросто - ПО-СО-ВЕ-ТО-ВАТЬ-СЯ ! Ну это я, конечно, сам себе вообразил, что посоветоваться, на самом деле - ничего подобного, просто поболтать. Но все равно приятно, ведь правда - пронзительный, глубокий и, кажется, добрый этот Гришковец. А поскольку я - по глупости, наверное, - считаю доброту основным проявлением ума, то всех добрых людей причисляю к особой мудрой и очень почитаемой касте.

На фестивале Нового европейского театра показали сразу два его спектакля. Первый - "Дредноуты" - монолог в стиле "Как я съел собаку". Второй "по По" - постановка Нового рижского театра, где Гришковец автор идеи, режиссер и один из артистов. Оба вечера в центре Мейерхольда был аншлаг, перепуганные охранники щупали настойчивых гостей, гости обижались, ели крекеры и обсуждали Гришковца. В основном хвалили, восхищались, плакали. Плакали все больше на "Дредноутах" - спектакле о войне, о мужестве, о жизни и смерти. О нем и напишу.

Дредноуты - это огромные бронированные корабли, сконструированные англичанами перед Первой мировой. Потом такие же посудины соорудили немцы, и случилась Ютландская битва - самое грандиозное морское сражение за всю мировую историю. Тогда, 31 мая 1916 года, погибли очень много людей, затонули десятки огромных, бесконечно мощных и страшных броненосцев. Растворились мечты о всемогуществе и славе, появилось ощущение, что в войнах новой эпохи победителей не будет.

Гришковец в своей обыкновенной дерганной и нервической манере рассказывает историю создания этих знаменитых кораблей, тщательно объясняет их техническое устройство, называет имена капитанов и адмиралов. Очень часто повторяет, что, конечно, все это глупо и банально. Что смерть, как и бокал бордо на белой скатерти, - пошло, но красиво. Что мальчик-юнга, самый молодой участник битвы, погиб обыкновенно. Что геройство - это штука простенькая, что каждому из нас - ему, мне, зрителю в первом ряду - доступна эта красивая мужественная смерть. Как доступен нам всем бокал красного вина. Гришковец спокойно смотрит в зал и, усмехаясь, спрашивает: "Пошло да? Ну так давайте, слушайте. И я хочу поглядеть на того, кто не услышит".

В один прекрасный день Гришковец понял, что говорить обыкновенности со сцены очень трудно. Почти невозможно. Тогда, превозмогая ужас перед пошлостью, он написал чистый текст о себе, о своих страхах, о своем прошлом. Спектакль "Как я съел собаку" тут же сделал его знаменитым, потому что всякий видел в этом скорчившемся человеке в бескозырке себя. Любил в нем - свою преданность. Смеялся - над своим простодушием. Восхищался - своим мужеством. Там был живой, слегка полноватый интеллигентный прототип - прямо на сцене - вот он - тепленький, родной.

В "Дредноутах" его нет. Только чистый дух, хрустальное трепетание ангела-хранителя. И мы - мужики, слушая Гришковца, воображаем себя не на его месте, а на месте этих мичманов, этих старпомов, этих юнг. И Гришковец - не мы, он просто такой же, как мы, - хлипкий городской парнишка. Мы, как и он, готовы заряжать пушки, варить флотские макароны и взрывать противолодочные мины. Как и он, готовы к сказочной богатырской смерти, потому что чувствуем себя частицей единого целого - крошечным сосудом в огромной кровеносной системе планеты. Следуя за Гришковцом, уносясь в бесконечные дали его исторического воображения, мы - каждый из нас - побеждаем в себе страх перед пошлостью, а точнее, перед нашим представлением о нем. И в конце концов открываем для себя, что красота - не пошло. Что смерь - не банально. Что героизм - не глупость и не пустяк. Мы понимаем, что, окажись мы там, поступили бы так же: флаг бы реял над уходящим под лед эсминцем, а мы бы дружно пели зычную песнь в сырой кают-компании. Наш добрый кок открыл бы бутыль "Божоле", а маленький сигнальщик на треснувшей мачте махал бы флажками из стороны в сторону.

"Погибаю, но не сдаюсь" - Гришковец, окутанный клубами искусственного дискотечного дыма, ловко и статно орудует красными полотнищами. "Не сдаюсь... не сдаюсь" - отдается в сердце каждого мужчины. И слезы наворачиваются на глаза, и руки в судорожной тряске тянутся ко рту, и хочется пропасть пропадом, посидеть на прудах, глядя, как белоснежные бумажные кораблики застревают в нежности первого московского льда.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1984
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
4038
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
3070
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2508

Другие новости