Сиквел популярного "Американского пирога" выпечен по традиционному рецепту. Потребителей не ожидают никакие сюрпризы, все на своих местах, все ингредиенты тщательно сбалансированы: масло, сахар, яблочное пюре, ну, разве что корицы чуть пересыпали, но так, самую малость. Да и здесь ничего неожиданного - не перец же в самом деле. Если вы любите такие блюда, вы не будете разочарованы.
Как и можно было ожидать, смена режиссера (теперь - Дж. Б. Роджерс) ничего не изменила. Отсутствие неожиданных эффектов и есть главный, тщательно спланированный эффект этого фильма. Был собран тот же актерский состав, что и в первом фильме, были даже использованы некоторые планы из него, - и все ради того, чтобы зритель сразу попадал в знакомую комфортную обстановку.
Уже известные нам четверо друзей и их девушки плюс идиот Стифлер, плюс мама Стифлера, плюс папа Джима, плюс несколько второстепенных персонажей, плюс массовка, плюс саундтрек из популярной молодежной музыки типа 3 Doors Down и Uncle Kracket. Действие предыдущего фильма оканчивалось выпускным балом - действие нынешнего начинается вечеринкой по случаю окончания первого года колледжа, плавно перетекающей в веселенькое лето в домике на морском берегу.
Вместо Мичигана - Южная Калифорния, вместо истории с потерей невинности - история с приобретением основ сексуальных знаний, вместо ударной сцены мастурбации со свежеиспеченным яблочным пирогом - эротическая сцена со струйкой мочи взамен ожидаемого шампанского. И традиционные ценности среднего класса, цементирующие американский образ жизни, которые довольно грубо намазаны сверху, как толстый слой сахарной глазури на дешевых пирожных. Хотя от Дж. Б. Роджерса, снявшего новый фильм по сценарию братьев Фарелли "Скажи мне, что это не так" (а до этого бывшего у них ассистентом режиссера), можно было бы ожидать и чего-нибудь позажигательней, чем суперклей, перепутанный с возбуждающей мазью.
Но, возможно, дело в том, что жанр молодежной комедии не оставляет особенной свободы для творческой фантазии, равно как и другие жанры молодежного кино. Как рассудительно замечает одна из исполнительниц, Наташа Леони: "Во многих молодежных фильмах способности девушек преуменьшены. Обычно они либо блещут наготой, либо их преследует маньяк с ножом, а иногда и то, и другое вместе. В "Американском пироге 2" женская половина хочет того же, чего и мужская. Развлечений и приключений. Девушки готовы к флирту с ребятами, но просто так шашни водить не собираются". Вот так-то: развлечений хотят, но никаких шашней за просто так, поэтому под занавес - и любовь, и дружба, и "как здорово, что все мы здесь сегодня собрались".
Эта предсказуемая смесь сентиментального морализма со стилизованным материально-телесным низом (на самом деле вряд ли кому-нибудь потребуется на несколько минут блаженно зажмуриться с открытым ртом, чтобы отличить мочу от шампанского) отличает американское молодежное кино от европейского. В Европе либо уж "Бум" (тоже, кстати и 1, и 2) с наивно распахнутыми глазками и припухшими полуоткрытыми губками юной Софи Марсо, либо уж Михаэль Ханеке. Впрочем, в этой предсказуемости есть свои радости: вы ведь не ожидаете, покупая гамбургер, обнаружить там лягушачьи лапки вместо котлеты.