Лувр, Прадо, Уффици - эти названия давно уже не сказка из учебников искусствоведения. А вот музеи из российской провинции для большинства наших сограждан по-прежнему почти неизвестны. Сейчас у столичной публики появилась редкая возможность увидеть собрание одного из таких музеев. В Третьяковской галерее открыта очередная выставка проекта "Золотая карта России". На сей раз в Москву привезены экспонаты из Музея изобразительных искусств Республики Карелия.
В коллекции Петрозаводского музея много прекрасных образцов новгородского и московского письма. Древнейшие из них относятся к XV столетию. Нельзя не упомянуть великолепные иконы "Пророк Илья" и "Св. Власий", созданные в лучших традициях художественной школы Великого Новгорода. Но подобные иконы хорошо знакомы москвичам, поскольку в изобилии представлены в московских музеях. Поэтому наиболее интересны произведения местных иконописцев, почти неизвестные столичным зрителям.
"Северные письма" - именно так специалисты называют северную икону - запоминаются удивительным сочетанием высокого профессионального мастерства и народных художественных традиций. Попав под влияние крупных иконописных центров - Новгорода и Москвы, - карельские художники сумели сохранить яркую самобытность. На выставке представлены подлинно народные иконы, веками висевшие в крестьянских избах и деревянных сельских церквях. Они отличаются от произведений крупных иконописных центров сочным колоритом, трогательной, искренней, немного грубоватой манерой письма. Особенно интересны иконы на редкие сюжеты, в первую очередь "Двоесловие Живота и Смерти. Сказание об иноке Мартирии": изображение Смерти на этой иконе вызывает в памяти монстров Босха и меняет традиционные представления о православной иконе. Икона "Христос распятый в лоне Отчем" - малораспространенный вариант изображения Троицы Новозаветной.
Выставка не ограничивается иконописью. Петрозаводские музейщики отобрали для Москвы то, что трудно найти в других собраниях. Если экспозиция икон рассказывает о Карельской земле как об одном из центров общерусской православной культуры, то в другой части выставки зрители видят Карелию языческую, финно-угорскую, населенную персонажами древнего эпоса. "Изюминка" - графические иллюстрации к "Калевале". Здесь есть и работы начала 1930-х годов, и произведения современных карельских художников. Своей оригинальной манерой особенно выделяются рисунки Михаила Цыбасова и Алисы Порет, учеников знаменитого Павла Филонова.