Вечером 14 ноября в просторных кабинетах мидовского Музея истории дипломатии было тесно. Здесь проходила презентация книги известного российского дипломата Анатолия Адамишина "Белое солнце Анголы", выпущенной издательством "Вагриус".
Название книги, как признал сам автор, неоригинальное, зато броское. То есть сразу привлекает внимание читателей к незнакомому в знакомом - к Анголе. Потому что Ангола - если не главная страна профессиональной биографии Адамишина, то уж точно визитная карточка его как дипломата. Адамишин был назначен на пост заместителя министра иностранных дел СССР в 1986 году - именно в тот период, когда узел политических интересов вокруг Анголы и Намибии достиг состояния гордиева. И в том, что этот узел не был разрублен мечом, а был с хирургической точностью развязан стараниями дипломатов, - прежде всего заслуга внешней политики СССР и лично Анатолия Адамишина как главы советской дипломатической миссии в Южной Африке.
К жанру мемуаров "Белое солнце Анголы" не относится. Это скорее аналитическое ревю, в котором описывается технология дипломатического разрешения военных конфликтов. Правда, в той мере, в какой события международной жизни являются повседневностью политика-международника, эта книга вмещает в себя и автобиографические мотивы. Есть здесь среди прочего зарисовки африканской природы - грациозные жирафы на дорогах, рычащие львы в полуста метрах от обеденной веранды. По страницам рассыпаны мимолетные, но стилистически безупречные портреты известных иностранных дипломатов и президентов: например, рассказ о том, как во время одного из обедов президент Рейган безостановочно травил байки и тем самым уклонялся от делового разговора с русскими дипломатами. В основном же эта книга - документальный рассказ о буднях высокой политики. О том, как схлестнулись между собой ЮАР и Ангола, группировки УНИТА (Национальный союз за полную независимость Анголы) и СВАПО (Народная организация Юго-Западной Африки), Куба и США. О том, как мало-помалу страны - участники конфликта из затяжной и беспросветной войны перешли к мирному урегулированию спора: кубинские войска и войска ЮАР оставили Анголу, Намибия получила независимость, на выборах в Анголе победила АНК (Африканский национальный конгресс) и даже США со временем перестали оказывать поддержку УНИТА. Эти результаты Адамишин описывает как триумф дипломатического мастерства и с полным правом завершает свою книгу главой "Некоторые методические выводы", где дается методическая выжимка по искусству мирного урегулирования международных споров. И даже тот факт, что в Анголе до сих пор продолжается гражданская война, Адамишин объясняет упущенной возможностью дипломатических договоренностей: "Там, где полного взаимопонимания достигнуть не удалось, конфликт продолжается".
А потому думается, что использование в названии книги клише отечественного кинохита - не банальная маркетинговая уловка, а сознательный прием, намеренно удерживающий сознание читателя в ассоциации "Ангола"-"пустыня". Ведь не добейся дипломаты в 1986-1989 годах мирного соглашения - на месте Анголы была бы самая настоящая пустыня. Так ведь и любая страна остается потенциальным заложником этой жестокой, но неустранимой правды жизни.