Под мудреным словом "Ямакаси" скрываются семь шпанистых юнцов от 16 и старше. Эти выходцы из стран второго и третьего мира осели в парижских пригородах и придумали забаву - городской альпинизм. Они веселят себя и раздражают копов лазанием на высотки, мосты и прочие урбанистические сооружения. Идиоты в синих жандармских мундирах голосят: "Дайте понять этим обезьянам, что город не зоопарк!" Но люди-кошки неуловимы и весело встречают рассвет штурмом нового небоскреба. Шутки заканчиваются, когда мальчик Джамель, пытавшийся повторить подвиг новых самураев, рухнул с дерева. Слабое сердце Джамеля почти hasta la vista, для трансплантации нужны деньги, а на то, чтобы их добыть, отпущены считанные часы. И ямакаси отправляются за наличными в квартиры алчных врачей, а жгучая мелодрррама - почище индийских "любимых раджей" - падает в объятия криминальной комедии.
Люк Бессон, кажется, сдержал данное когда-то обещание и навсегда оставил режиссерскую стезю. Его последний фильм, весьма холодно принятый эпик "Жанна Д"Арк", датирован 1999 годом. Однако российские прокатчики с постоянством восхода солнца поставляют "фильмы Люка Бессона", и, поверьте, они почти не лукавят. Люк окончательно переквалифицировался из режиссеров в продюсеры, и теперь уверенно подчиняет режиссерскую волю наемных фильммейкеров. Некоторые, вроде начинавшего съемки "Ямакаси" Жюльена Сери, выказывают своенравие - и изгоняются со съемочной площадки. Сери, вроде бы, отсудил у Бессона несколько десятков тысяч франков, но сей скандалезный поступок не принес ни славы Сери, ни урона Бессону. На замену строптивцу всегда найдется честный ремесленник, в данном случае им стал уже пожилой выходец из Туниса Ариэль Зейтун. Но это - человек без лица, скромная рабочая лошадка. А реальный заправила --Бессон, штампующий фильмы, стилистически напоминающие его собственное раннее кино. Что называется, каков царь, таков и псарь.
Год назад нас развлекали "Такси-2" и "Дансер", теперь - "Ямакаси". Бессон по-прежнему не выходит из образа радостного и любознательного бодрячка в коротких штанишках. Мальчишки, взирающего на мир огромными глазами и изобретающего чудеса. Хотя "Ямакасей" даже изобретать не пришлось. Они на самом деле живут в Париже и прыгают с крыши на крышу, разве что пришлось немного подучить ребятишек элементарным актерским приемам и придумать запоминающиеся клички.
Не спорю, детства чистого глазенки помогают до времени прятать плешь и возрастную усталость. Кино выходит все еще зажигательное и подкупающе антиинтеллектуальное. Эпизод улепетывания прыгучих парней от злых доберманов один стоит всех акробатических этюдов Лары Крофт.
Но расчета в этом проекте ровно столько же, сколько и искренности. "Люк Бессон" - прибыльный брэнд, что известно и нашим дистрибьюторам (до конца года они нам еще одного "бессона" подгонят). Люк - истинный волк кинобизнеса, отлично знающий, что зрителям нравится. Когда широкий экран, хороший саундтрек, быстрое действие, есть над чем посмеяться, есть где всплакнуть, и камера летает вооот так стремительно. Да, и для напоминания о молодых годах себя, любимого, обязательна настройка на антимилицейскую волну. Правда, былая лютая ненависть к людям в форме давно превратилась в беззубые остроты, а в "Ямакаси" есть даже один хороший полицейский.
Так ведь и правда: когда возводить баррикады, если надо делать деньги? В течение ближайших 365 дней запланирован выпуск еще девяти (!) "фильмов Люка Бессона". Настоящим "ямакасям" тоже не пришлось бы рисковать свободой в поисках 400 000 франков - они уже стали лицом новой рекламной кампании марки "Puma", так что увольте, в их счастливую бедность мы не поверим. И дело здесь не в презрении к школе Станиславского. Кстати, сенегальский Пушок и вьетнамский Паук, Ракета из Заира и Бык из Центральной Африки, а также Танцор, Музыкант и Бейсболист отличаются друг от друга исключительно кличками и местом рождения. В остальном все как на подбор: милые телята-физкультурники, улыбчивы, тренированы, добры и наивны. Как и фильмы Люка Бессона. Вашим детям, без сомнения, понравятся. Вам, вероятно, тоже.