0
725
Газета Культура Интернет-версия

14.11.2001 00:00:00

Театр no, или авангард по старинке

Тэги: альцестом, театр, авангард


Вот вам пространство "Альцеста". Зеркальная тишь сцены: зеленый щетинистый коврик, блестящая сталь декораций. В безмолвном кружении топчутся девушки - то ли ундины, то ли дочери призрачных эльфов. Полированные металлические пластины поглощают их телесный жар. Расщепляя потоки подкрашенного света, холодом и бесстрастием умиротворяют запыхавшегося знатока.

Клим, Климушка, Володька - Владимир Клименко - странная косматая личность. С легендарным прошлым и сонным настоящим. В его театральный подвал, куда-то в Каретные закоулки ходили словно ко Всенощной, тихо вкушая причастные дары: тело и кровь, искусство и вечность. И было не важно, что там ставится: "Лестница-дерево" или "Гамлет" на три дня. Где теперь это все? Прошло, кануло, укатилось на скрипучей повозке в бесконечное медовое прошлое. То самое, где все еще делились на правых и левых, где левые были всегда правы, а справа стояло угрюмое стадо. Клим, конечно, трудился на тех, что слева, поскольку они хоть куда-то шли, и вдруг... ба-бах. "Все рухнуло в день расстрела Белого дома, - заявил Клименко в одном интервью. - Именно в этот самый день жизнь в подвале кончилась - как оборвалось все". Конечно, не в политике дело, не в розовых, не в бежевых, не в коммуно-фашистском путче. Просто тогда закончилась эпоха, которой Клим принадлежал. Ушло время рок-клубов, стиляжьих барахолок и занудных умных разговоров. Ушел и Клим. Сперва в никуда, потом в Петербург, где в "Театре на Литейном" поставил "Луну для пасынков судьбы". Спектакль этот получил приз на фестивале "Золотая маска" и вроде бы возродил тягу режиссера к театральному осмыслению бытия. Последовала серия новых постановок, и, наконец, - возвращение в Москву, на родину, в пенаты.

Несколько месяцев "Альцеста" репетировали в квартире директора "Золотой маски" Эдуарда Боякова. На главную роль пробовали разных артистов, профессиональных и известных, однако остановились на радушном квартирном хозяине, продюсере и друге. Боякову поручили сыграть поэта, ставшего министром. В компанию к нему пригласили еще четырех человек и устроили привычные мудрые штудии.

Действо - от начала до конца принадлежащее Климу - драматургу и режиссеру - заявлено как продукт коллективного творчества группы единомышленников "ПрактикА". Так вот, одна из учредителей этой организации, критик и писательница Елена Ковальская сказала, что нельзя на "Альцест" смотреть прокуренным европейским взором, замутненным художественными школами и характерными ролями. Мол, постановка Клима схожа с древним японским театром Но, когда все происходящее - плавное красивое движение, головокружительная череда загримированных лиц, сменяющих друг друга в бессознательной исторической пляске. Дескать, сюжет известен тыщу лет, и дело не в пьесе, а в новоявленности мизансцен, в ясности бессловесного. Хорошее объяснение - емкое и всепрощающее. Оправдывающее и прелестную бессвязность текста, не имеющего ничего общего с прототипом - мольеровским "Мизантропом". И растерянность артистов, потерявшихся в куцем надуманном языке. И наивную графоманию Клима, решившего заняться литературой, - себе на беду, нам на унынье. Все можно оправдать, но стоит ли?

Клим, глубокий думатель и философ, - распылил себя по поверхности спектакля. Занявшись текстом, он не переставал заботиться о распределении ролей. Сидя на кастинге, ему приходили в голову все новые и новые фразы. Выдумывая жесты и интонации, он не уставая мечтал о концептуальных деталях, о метафизике, об определениях. Лаборатория стала обсерваторией, подопытные добровольцы преобразились в недосягаемые звезды, а зрители из притихших почитателей - в дородных скучающих коллег. Не сосредоточившись на режиссуре, заманив себя самого в ловушку собственных литературных амбиций, Клим завяз по пояс в трясине самодеятельных литобъединений, драмкружков и КСП.

Да, конечно, здорово, что Владимир Клименко наконец вернулся домой. Этот мужественный шаг, вполне вероятно, сподвигнет кого-то на новые свершения, решительные поступки, гордые заявления. Кто-то, увидев его, прикоснувшись к нему, станет драматургом, а кто-то - режиссером. Кому-то захочется получить уютный подвальчик, мастерить там театр, кроить и резать души. Отлично, спасибо за это и фестивалю NET, и центру Мейерхольда, и спонсорам - Министерству культуры и компании Филип Моррис. Они - поступили очень грамотно. Открыв фестиваль Нового европейского театра спектаклем театра не очень нового, и, кстати, не очень европейского, они четко прорисовали границу, разделяющую современное искусство и искуственное осовременивание. Худа без добра, как известно, не бывает.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1966
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3998
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
3043
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2478

Другие новости