В Москву приехали Yes, самая главная группа 70-х, первая, в отношении которой прозвучало словосочетание "арт-рок". Приехала, чтобы выстроить в почтительную очередь у Кутафьей башни тех, кто последние десятилетия прошлого века жил в обнимку с магнитофоном и тратил половину выходных, чтобы найти на Горбушке их "Yessolos" или "Yesshows". Чтобы собрать верных и вознаградить их, так сказать, подлинностью эффекта своего присутствия. Сила ореола - устроители признались, что пригласили Yes, колесящих по миру со своим последним альбомом "Magnification", заехать в Москву даже без особой надежды заработать - так, для вечности. Они приехали как короли - на четырех трейлерах, с огромной командой техперсонала и небольшим, но старательным Европейским фестивальным оркестром впридачу.
Концерт начался с традиционной получасовой задержкой. Сначала на сцене появились оркестранты, заигравшие патетическое вступление в торжественных тонах. Легенды, как подобает, скромно появились из-за кулис. Впервые воочию можно было видеть, что слово "арт" и слово "рок" в музыке Yes существуют и цветут, не сливаясь и не сплетаясь. Их музыка, чьи корни вросли в лихой 1968 год, не способна влюбить в себя с первого звука - это пища для ума, к которой себя надо приучать аккуратно и постепенно, следуя рекомендациям специалистов. Постоянно смещенный ритм, перманентные, но неуследимые изменения мелодической формы, а теперь еще и игра в инструментальные кошки-мышки с оркестром - музыка для взрослых и умных, для тех, кому важна не запомнившаяся мелодия, а сам процесс ее рождения из-под пальцев потусторонних художников. С непривычки может вызвать раздражение или даже аллергию - в непатетической части их сложной музыки. Единственные по-настоящему характерные черты у концертного звука Yes все-таки есть - "летящая" слайд-гитара (удивительно певучий струнный инструмент без грифа, напоминающий своим устройством гусли), нью-эйджевые, атакующие клавишные и странно разреженный, пористый звук бас-гитары, изменяющей ритму с собственными мелодическими партиями, весьма притом отвлеченными.
Yes, подобно спутнику-шпиону, забытому в космосе после окончания холодной войны, летают вне прочерченных орбит и совершенно не смотрят ни на календарь, ни на часы. Ни одного кивка в сторону музыкальных поветрий - право, как будто не было 30 лет. Безразмерные, монументальные звуковые полотна светлых тонов, каждое минут по 10, а то и больше. В перерывах между ними солист Джон Андерсон, обнаруживший в своем голосе взаправдашнюю хрипотцу Рода Стюарта, потешно и нескладно взмахивал руками и нес приветливую чушь - "спаси-ибо", "привьет, Москва" и другие слова из турнабора любого англоязычного гастролера. Концерт к вящей радости поклонников продолжался более двух часов: робкий, не разогретый в начале и феерический, блистающий многочисленными соло в конце. В качестве небольшой разгрузки гитарист Стив Хоуи устроил показательные выступления, мастер-класс владения акустической гитарой: воспарял от джаза к фламенко и приземлялся на мохнатые лапы классического ритм-энд-блюза.
Их трейлеры поедут дальше, мы останемся здесь спрашивать друг друга - что это было? Большая, закомая, нерешаемая загадка.