Свежие голливудские блокбастеры - "Доктор Дулиттл-2" и анимационный "Шрек" - многое объединяет. Во-первых, Эдди Мерфи. Но если в "Докторе Дулиттле", где Мерфи исполняет главную роль, мы можем в полной мере оценить все его таланты, то в "Шреке", где он озвучивает Ослика, мы такой возможности начисто лишены, так как фильм удачно дублирован. Во-вторых, компьютерные технологии, на которых держится первый фильм и которые составляют главный художественный эффект во втором. В-третьих - дидактический пафос. И, наконец, главное - американская адаптация традиционной европейской культуры.
В очередной серии "Дулиттла" (режиссер Стив Карр) судьба мира оказывается в руках двух героев - самого Дулиттла, шутника и ветеринара, которого звери просят спасти лес, и его друга циркового медведя Арчи, который обязан очаровать и склонить к продолжению рода единственную оставшуюся в лесу медведицу его собственного, вымирающего вида. В это время злые и алчные воротилы деревообрабатывающей промышленности хотят вырубить лес, и Мерфи-Дулиттл, этот новый пламенный Маугли, возглавляет священную войну зверей против человекообразных монстров.
Воевать пытается и Шрек. Вернее, его создатели. Они бросают вызов всем сказочным законам. Вместо прекрасного принца - зеленый тролль, вместо лягушки, обретающей облик принцессы, - принцесса, обретающая облик лягушки, и т.д. Как и полагается американцам, режиссеры Эндрю Адамсон и Виктория Дженсон не забывают напомнить нам о политкорректности. "Кем бы ты ни был - принцессой, ослом или даже большим зеленым троллем, ты можешь найти любовь и счастье".
Монументальный авторский замысел содержится и в "Дулиттле". Этот фильм, как и "Книга джунглей" Киплинга, - о законе. "Побеждает тот, кто ближе к почве, тот, за кем стоит община", - гласит этот закон. Поэтому медведь Арчи, продукт умышленной городской культуры с ее нездоровой пищей, шоу-бизнесом и общим упадком нравов, первый раз в жизни совершает что-то дельное и добивается любви местной красотки Эвы, только припав к живительному источнику простой народной - то есть звериной - жизни. А вы думали, что это просто очередная комедия с Эдди Мерфи, поп-корном и кока-колой?
Мерфи, конечно, демонстрирует тут все свои фирменные номера: прыгает, бегает, кувыркается, строит уморительные рожи, причем мышата и медвежата, благодаря компьютерным технологиям, ни в чем ему не уступают, а местами так прямо и переигрывают. Столь же искрометно сделан и "Шрек". Здесь спилберговская студия "Dream Works" с помощью новых технологий успешно побивает Уолта Диснея на его территории. Это не первая победа одного из ее основателей Джеффри Катценберга - уже были "Побег из курятника" и "Принц Египта". Новый проект - самый амбициозный. Его создатели не только усовершенствовали технологии лицевой анимации, но и создали новые - "Шейпер" (для имитации естественных движений кожи и одежды персонажей) и "Шейдер" (для имитации естественного свечения кожи, сияния глаз, шевеления меха, бровей, бороды). Недаром на первой странице пресс-релиза гордо красуется цифра бюджета фильма - 60 млн. долларов.
Итак, американцы вновь самым утилитарным образом обошлись с европейской культурой. В их руках любая европейская сложность становится ясной и простой, как воскресная телепроповедь: вместо зооморфного мифа Киплинга - прославление традиционных американских ценностей, вместо таинственного мира волшебной сказки - политкорректная мелодрама. И пусть кто-нибудь попробует доказать, что они не правы!