0
914
Газета Культура Интернет-версия

26.10.2001 00:00:00

Старый принц и девушка с метлой

Тэги: петербург, театр


Петербургский театр оперы и балета имени Мусоргского представил новую хореографическую постановку "Золушки" Сергея Прокофьева. Художественный руководитель постановки - главный балетмейстер театра Николай Боярчиков, а поставила балет Мария Большакова.

Появился этот спектакль на выразительном фоне: в афише театра есть одноименная опера, постоянно смущавшая неискушенных зрителей - ее принимали за балет. Хореографическая "Золушка" представлена в дни юбилея Федора Лопухова, имя которого никогда не забывают помянуть в этом театре. Автором редакции либретто указан театр - следует ли полагать, что в коллективном литературном творчестве принимала участие вся труппа, включая оперную часть? Но это забавные мелочи на фоне того, что за "Золушку" Театр Мусоргского взялся, не имея в труппе ни одной подходящей исполнительницы на заглавную роль. Здесь ее просто танцуют ведущие балерины репертуара.

В "Золушке" Марии Большаковой танцуют все. В крайнем случае - пританцовывают. Золушка производит экзерсисы с метлой. Мачеха тангообразно ругается. Фея танцует наиболее классично. Ее свита - сильфы обоего пола, времена года - тройками (надо полагать, сестры-месяцы) и квадрига кузнечиков. Сильфы порою принимают устрашающе ползучие позы. Придворные на балу кривляются. В царстве феи под вариацию Золушки принц, спрятавшись за кресло, поправляет костюмчик. К концу своей вариации падает полумертвый, как Альберт из "Жизели", утанцованный виллисами.

В прологе отец Золушки тоскует, припрятывая за пазухой башмачок, который впоследствии отдаст дочке. Отсюда и до эпилога, которым замыкается сюжет, история представляет комментарий к неудачному роману феи и отца. Сюжет скачет, перепрыгивая через целые эпизоды. Искать Золушку "средь шумного бала" принцу не пришлось - ее вынесли "на блюде", предварительно удалив придворных. Затем под бой часов - странное хлопанье, словно пластмассовой ложкой по плошке, - Золушку унесли, сильфы оттаскивали от нее принца. Последний дуэт героев - не о первой любви, а о семейной жизни бесхарактерного принца и бесцветной Золушки. В конце таких пар стало много, и наконец воссоединились отец и фея.

Исполнители премьерного спектакля не спасли постановку. Скромность Золушки Эльвира Хабибуллина играла постоянно поднятыми плечами. У сестер (Ирина Перрен, Ольга Степанова) лучше всего получалось кивание головами по принципу китайских болванчиков. Золушка обнимала фею (Елена Гринева), как любовник: то за бедра, то прикладываясь к груди. Принц (Кирилл Мясников), пробежав тяжеловатой трусцой, с усилием запрыгивал на кресло. Стареющий исполнитель, вышедший из формы, - не повод лишать балет юного порывистого принца. Между героями было невозможно заподозрить иные отношения, кроме сугубо служебных. Но при всем том труппе на удивление идет пластика балета. Только почти никто не чувствует единственную возможность ее обыгрывания в самопародии. Оттого успехом в этой постановке пользовались лишь кузнечики - бледноликие арапчата, скачущие беспорядочно и уморительно.

Последний гвоздь в спектакль "забило" оформление. Приглашенный художник явно не рассчитывал на полутемную сцену театра, создавая довольно мрачную сценографию - от завешенных мешковиной сцен в доме Золушки до парчово-бронзового бала. Пространство сцены казалось зауженным. Принц появлялся, как пастушок: в рубашке, подвязанной веревочкой, и в панталонах. Затем на балу путался в тряпке-плаще. Правда, благодаря этому смазанность движений была почти незаметна.

"Золушка" Малого оперного - менее всего сказка. Цельного спектакля не получилось: он весь рассыпался на кусочки. Отдельные удачные моменты. Отдельные куски танцев. Отдельные движения из набора различных танцевальных и гимнастических тренингов. Выдано на-гора первое полнометражное сочинение почти еще молодого автора. На деле получилась запоздалая курсовая работа. Обещанного программкой "взгляда в будущее" у Марии Большаковой не обнаружено.

Санкт-Петербург


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2093
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1347
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1003
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1313

Другие новости