Ярмарка ФИАК (FIAC) начала свое существование с продажи работ начала века и постепенно "осовременивалась". Сегодня встречи в Париже на ФИАКе обязательны для западноевропейских коллекционеров современного искусства, хотя это событие уступает по обороту и количеству участников ярмаркам в Кельне или Базеле. В этом году в XXVIII ФИАКе участвовало 163 галереи. Отдельный зал - "Видео-Куб" - был посвящен произведениям видеоарта.
ОТ РОДЧЕНКО ДО КУЛИКА
Ярмарка началась в сложных условиях. Торговля искусством стартовала на второй день после бомбардировок в Афганистане, что, конечно же, беспокоило галеристов. Хотя все 10 американских галерей, приглашенных на ярмарку, действительно приехали, большинство американских коллекционеров остались дома, а на них в Париже всегда возлагали большие надежды. "В Нью-Йорке никто и слышать не хочет об искусстве, не то что его покупать", - жаловался один американский участник ярмарки. Но, несмотря на все сложности, французские и европейские коллекционеры показали класс и продемонстрировали с первого же дня серьезный интерес к приобретению работ.
"Мы очень довольны результатами ярмарки", - сказал Матиас Растофер (Mathias Rastofer), директор галереи Гмуржинской. Это одна из самых крупных галерей в Европе, занимающихся русским искусством. На ее стенде были представлены работы пяти современных русских художников, а также прекрасная подборка фотографий Родченко (320 000 франков), называлась она "5х5=1925". Господин Растофер - постоянный участник ФИАКа, один из наиболее просвещенных торговцев искусством - рассказал "НГ": "Мы сопровождаем свою работу серьезными научными изысканиями, издаем книги, платим за исследования, а не просто продаем искусство. На данной выставке мы решили противопоставить Родченко и Игоря Мухина как анти-Родченко, что вполне допустимо в рамках галереи. Эта выставка пользуется большим интересом у публики, и мы намерены ее повторить".
Нарасхват шли фотоманипуляции Олега Кулика, которого представляла французская галерея "Рабуэн-Муссион" (Rabouan-Moussion). Его известная фотостилизация под фавна, из сосков которого течет водка (280 000 франков), имела огромный успех. Кулика хотела продавать также австрийская галерея Кринцингер и была чрезвычайно разочарована тем фактом, что Кулик подписал эксклюзивный договор с "Рабуэн-Муссион". "Я думаю, такого рода договоры вредят как другим галереям, так и художникам, - заявила госпожа Кринцингер. - У меня были совсем другие работы Олега Кулика, и моя клиентура не пойдет покупать огромные фотографии, но готова выложить деньги за работы иного плана". "Гарантийная война" является особенностью ФИАКа и многими критикуется. Кринцингер успешно продала Игоря Мухина и Дмитрия Гутова и заявила о намерении расширять свое сотрудничество с русскими художниками.
Галерея Дины Верни организовала персональную выставку Эрика Булатова. Мадам Верни, в прошлом - модель Аристида Майоля, была в 70-80 годы чуть ли не единственной западной галеристкой, серьезно интересовавшейся советским неофициальным искусством. "Мы продали кое-что, - любезно сообщила жена Булатова, находившаяся на ярмарке, - не скажу на какую сумму, но цены всем известны".
Результаты парижской ярмарки не ошеломляют, но и не разочаровывают. Вопреки скептическим предсказаниям пессимистов многие галереи продали работы, но продано было "меньше, дешевле и медленнее, чем в прошлом году", - писала французская газета "Фигаро".
ЭРИК БУЛАТОВ У ДИНЫ ВЕРНИ
Галерея Дины Верни представила на ФИАКе новые работы Эрика Булатова.
- Господин Булатов, как продаются ваши "небеса за решеткой"?
- Я не жалуюсь. У меня почти нет картин, стало быть, они продаются. А что касается "решетки", это моя новая картина "Диалог с Мондрианом".
- Почему "Диалог с Мондрианом"?
- Для Мондриана такая вертикально-горизонтальная решетка была конструкцией мира, а я думаю, что это скорее конструкция нашего сознания, которую мы накладываем на реальность┘
- ...а сама реальность в виде легких облачков не имеет с ней ничего общего?
- Совершенно верно. Это небо, по которому движутся облака, но оно отрезано от нас решеткой нашего сознания.
- Вы уже были представлены на ФИАКе раньше?
- Я неоднократно был представлен на ФИАКе, но в основном в совместных выставках, которые организовывались европейскими и американскими галереями, это моя вторая персональная экспозиция. В этом году Дина Верни организовала выставку моих новых работ и эскизов, что меня, конечно же, радует.
- Вы давно сотрудничаете с Диной Верни?
- С 1972 года!
- Музей Майоля в Париже посвятил вам недавно блестящую ретроспективу. Но в Москве вашей выставки до сих пор не было.
- Организовать такую выставку очень сложно, поскольку у меня моих собственных работ нет, они разошлись по музеям или частным коллекциям. Их собрать стоит времени и денег┘
- ...которых нет у русских музеев.
- В России теперь масса новых богатых людей, но все еще старые привычки, что касается организации выставок и рынка искусства. Мне предложили самому спонсировать собственную выставку. Представьте себе мое, мягко говоря, удивление.
- Каковы ваши дальнейшие планы?
- В данный момент готовится моя персональная выставка в Осло, которая будет несколько меньше парижской и в основном будет состоять из моих новых работ.
Париж