ОДНА моя подруга, выйдя из здания мэрии на Новом Арбате, злобно прошипела: "Ну это какой-то клуб для тех, кому за 30!". Это она, конечно, погорячилась - собрание очень напоминало клуб знакомств из кинофильма "Москва слезам не верит". В младшей группе (где за 30) - 1 человек - мальчик тридцатитрехлетний. В старшей - толпы провинциальных ветеранов сцены. Все галдели, переживали, ссорились. Сумасшедшие дамы с распущенными волосами бегали по холлу с конфузливыми лицами и текстами про "воровство Калягина". "Посмотрите, посмотрите, - талдычили они, - вот вставил в здание СТД стеклопакетнички (произносится именно так. - "НГ"). Думает, наверно, что ему это зачтется". А отчего же, позвольте узнать, не зачтется? Хотите зимой мерзнуть, что ли? Или ремонт служебных помещений за казенные деньги у нас вдруг стал считаться жульничеством? И если так, то это ли имел в виду режиссер Иосиф Райхельгауз, когда говорил о Калягине: "Если сегодня человек стащил из кармана пальто мелочь, то завтра он украдет и само пальто"?
Отлично, допустим, что Александр Александрович Калягин - отменный вор и мошенник. Допустим. Тогда выйдите на сцену, потрясите документами, отправьте их генеральному прокурору и ждите ответа. Для чего бегать по фойе и неприятно зло шушукать?
Предположим, что Александр Александрович Калягин не оценил оказанное ему пять лет назад доверие. Многое присвоил, совершенно неэффективно использовал свое влияние и служебное положение. Вместо комментариев вспомню тихую фразу его предшественника Михаила Ульянова. "Когда мне на смену пришло новое руководство, - сказал Михаил Александрович, - ему досталось огромное наследство. Большое богатство и большие проблемы. С одной стороны - дома отдыха, пансионаты, особняки, с другой - пенсии ветеранов и зарплаты". Так вот, эти самые пенсии, когда их в свое время увеличили на 50 рублей, всего за два месяца разорили СТД напрочь. Представляете? Все деньги за два месяца только на пенсионном фонде! А тут - и "стеклопакетнички", и "Золотая маска", и новые театры, и те же самые льготные путевки. Это ли не эффективно?
Впрочем, что сегодня говорить - Калягина переизбрали. Переизбрали тихо, без споров, без истошных завываний.
Склока закончилась в первый день съезда, когда делегаты проваливали Устав. А точнее, его пятый пункт (символично, не правда ли?). Там по замыслу СТД была предоставлена возможность управлять текущими делами этой замечательной организации профессиональным менеджерам, экономистам, законникам. Нет - деятелей это не устроило. В очередной раз заподозрив руководство СТД в подвохе, они вычеркнули эту часть из Устава. А на следующий день 131 голосом "за" благополучно избрали председателя. Наши поздравления Александру Александровичу.
Кажется, что ход с пятым пунктом был предложен съезду намеренно, в качестве ледяного душа. Чтобы снять накал страстей. Все решили, что именно в новом методе хозяйствования - главная задача собрания, и устремили свое внимание на нее. И просчитались. Главное было в Калягине. В том, чтобы дать ему возможность благополучно реформировать СТД. Превратить его из пережитка социалистического мироустройства в здоровый профессиональный орган. Дай бог. Глядишь, через 5 лет и съезд не понадобится. Ведь это тоже - унылый аппендикс, никакого отношения к театру не имеющий.
* * *
Маргарита Эскина - директор Центрального дома актера - была единственной альтернативной кандидатурой на пост председателя СТД.
- Никакой специальной программы мне изобретать не приходилось - все, что я хотела предложить, опробовано нами в работе Центрального дома актера. Наш курс - сохранение таких материальных и духовных реликвий актерского братства и усиление связи театральной Москвы и регионов. Театральные Москва и Петербург не должны быть оторванными от российской провинции. Провинция должна обогащать их, вкладывать в них то, чем богата сама. Причина моего выдвижения на пост руководителя СТД проста: мы считаем, что возможна принципиально иная организация нашего Союза. На данный момент существует такая модель: секретариат составляют мощные и знаменитые актеры, чей авторитет помогает Союзу в решении своих проблем. Мы же за то, чтобы у руля театрального общества стояли управленцы, те, чьей профессией и делом жизни является продвижение искусства театра. Поэтому я никого не "подсиживаю" и не ухожу в оппозицию - я просто предлагаю другую схему работы. Но, как показали результаты голосования, СТД психологически не готов к такой перестройке. Мне кажется, что она неминуемо произойдет со временем.
Актер Юрий Соломин был третьим претендентом на пост председателя. Взял самоотвод.
- Почему я взял самоотвод, я вам не скажу - это тайна. Я сам не могу выдвигаться, меня выдвигали. В первый день съезда, выступая, я сказал, что ни на что не претендую. И вообще, чего теперь кулаками махать... Были подняты проблемы, которые теперь должны быть решены в процессе работы. Дождемся следующего съезда и посмотрим на его результаты. Правда, пресса уже начинает сталкивать нас лбами. Только я никогда не лью грязь на своих оппонентов - дело прежде всего.