КИТЧ по определению энциклопедического словаря - безвкусная массовая продукция, рассчитанная на внешний эффект. Но┘ во второй половине ХХ века китч стал фактически одним из стилей, приобрел своих поклонников и кумиров. А своеобразная "изысканность" сделала его желанным в обществе, где принято появляться в вечерней одежде. Именно так следовало одеться на концерт трио знаменитого французского пианиста Жака Лусье, которым в БЗК открылся цикл "Изысканный китч".
42 года назад первая пластинка Лусье была воспринята с восторгом. Молодой, окончивший Парижскую консерваторию музыкант пошел на модный эксперимент - самые популярные темы Баха звучали с вариациями, имеющими явно джазовое происхождение. Начало 60-х годов - удачное время для таких экзерсисов. Modern Jazz Quartet Джона Льюиса, перенявший принципы барочной композиции, чуть позже - знаменитый вокальный октет Swingle Singers. Молодой пианист понял, что может привлечь внимание публики салонно-джазовыми обработками Баха - и не прогадал. В трио вошли великолепные музыканты: известный джазовый контрабасист Пьер Мишло и ударник Кристиан Гарро. Один за другим начали выходить альбомы под общим названием Play Bach, которые производили впечатление настоящей импровизации с джазовым свингом. К середине 60-х ансамбль Лусье завоевал мировую известность, и за 15 лет было продано более 6 миллионов альбомов. Смущало только одно: практически все джазовые энциклопедии игнорировали это имя. Заговор или неджазовая суть? Ответ пришел позже. А Жак Лусье, как говорят, устав от успеха, уединился на юге Франции в окружении синтезаторов и компьютеров. Новая музыка отодвинула перелицовки Баха на задний план.
Однако 300-летие великого немца в 1985 году вновь вызвало к жизни угасший проект. Мелодии из прелюдий и фуг, гавотов и клавирных концертов обзавелись не только джазовыми, но и роковыми оболочками. Сам мсье Жак, отвечая на вопрос "НГ", сказал, что всегда стремился представить Баха в новых красках и дать ему новую жизнь. В 90-е годы у Лусье дошли руки до переаранжировок более новой музыки. И если в случае Баха импровизационная основа приводила к развитию в стиле би-боп, то с импрессионистами Лусье пришлось поступить уже по-композиторски.
Новые работы хорошо известны в России, среди них есть удачные, и на концерте в консерватории прозвучало их точное воспроизведение, нота в ноту. Программа - сборник из последних лет: в первом отделении Бах, включая шлягерную Токкату и фугу ре минор, во втором - Вивальди, Дебюсси, Сати, Равель. Баховское отделение оказалось не слишком живым, а самым неджазовым было длинное соло контрабасиста с красивым именем Бенуа де Сегонзак. Даже ничего не зная о музыканте, можно было сказать, что он типичный академический басист, возможно, поигрывающий в рок-группах на бас-гитаре. Зато барабанщик с джазовой природой Андре Арпино солировал осмысленно и тонко, что оживило "Лето" из "Времен года" Вивальди и вызвало бурную реакцию зала. Впрочем, на реакцию 67-летний маэстро жаловаться не мог. За исключением первых минут, когда опоздавшие спокойно рассаживались по местам, не обращая внимания на недоуменные жесты Лусье, зал был в восторге. Особенно немалое число лиц, узнаваемых по причине частого появления на телеэкране, и постоянные посетители консерватории, удивленные тем, что знакомую музыку играют непривычным образом.
Вообще говоря, перелицовки старых сочинений сейчас уже не должны никого так сильно удивлять и шокировать. Так делали и сам Бах, и Гуно, и Лист, и Бетховен. Другое дело, как это происходит и с достаточным ли вкусом. А вот эту проблему каждый музыкант и слушатель решает сам. Но ведь не случайно Ирина Никитина, президент организовавшего гастроли фонда "Музыкальный Олимп", назвала этот цикл "Изысканный китч". Сам Лусье не обиделся: "Это название удивляет, а мне нравится то, что удивляет", - сказал пианист с улыбкой. Ох и хитрая эта Никитина. В сущности, не заметившей подвоха публике были представлены изящно, мастерски сделанные слоники на буфете, время которых прошло в начале 70-х. Но ведь она предупреждала и не виновата, что не все это заметили. "В нашем обществе сейчас возникает потребность жить в едином культурном пространстве со всем цивилизованным миром", - говорится в пресс-релизе нового проекта. Так что будем приобщаться к изысканному┘ и дальше.