0
952
Газета Культура Интернет-версия

19.10.2001 00:00:00

Молчаливый

Тэги: фестиваль, молодые, режиссеры, сенин


- ОТЧЕГО на фестивале вы показываете старый спектакль?

- У меня всего два спектакля, один из них я и показываю (смеется). Мне предложили сыграть "Фро" еще раз, и я был счастлив, поскольку он не так уж и часто игрался. И, видимо, не будет часто играться. Мы показываем его в основном на фестивалях, а делать его репертуарным спектаклем какого-то театра мне кажется не очень интересным. В его создании принимали участие несколько человек, и без них спектакля не будет. А прийти в какой-то театр и сказать: "Вот там будут все эти люди" - невозможно.

- А что мешает всех этих людей собрать и сделать свой собственный театр. Соорудить такой новый "Современник"?

- Я не думаю, что надо срочно что-то организовывать. Меня вполне устраивает ситуация приглашенного режиссера. Чтобы получился свой театр, нужно стечение множества причин и обстоятельств. И это еще очень слабо сказано. Кроме того, в отличие от 60-х годов сегодня время очень другое. Много других сложностей для существования.

- Деньги?

- Да, деньги, помещение. Мне кажется, что в данной ситуации уже не режиссер главный человек, а продюсер. Если бы я что-то понимал в этой технологии, может быть, что-нибудь и сделал. Но, честно говоря, я в нее не вникаю.

- На ваш взгляд, фестиваль организован по какому-то поколенческому принципу. И вообще вы ощущаете свое поколение?

- Я по поводу поколения ничего не могу сказать. Как любая классификация это вещь скорее внешняя, чем внутренняя. Лучше всего по поводу поколения недавно написал литовский режиссер Оскарас Коршуновас. "Мы все - поколение Исаака" - что-то в этом роде. То есть мы люди, которые с завязанными глазами идут неизвестно куда и не знают, чего им ожидать от завтрашнего дня. Можно, конечно, сказать, что это поколение построило свою жизненную позицию на отрицании прежних идеалов. Но у меня как-то нет никаких идеалов, и поэтому нечего отрицать. Создавать новые, конечно, нужно, но... не знаю. Мне вот тут недавно предложили написать манифест. И я как-то задумался. Ведь декларировать можно одни вещи, а своими поступками доказывать совершенно другие. Поэтому мне кажется, что манифест сам создастся из моих спектаклей.

- У вас в самом деле есть ощущение, что кто-то ведет за руку в неизвестном направлении?

- Я думаю, у каждого сегодня есть такое ощущение. Мы все смотрим телевизор и не знаем, что там произойдет. Я понимаю, что это банально, наверное┘ Но я, например, не могу сказать, что сегодня хорошо, что плохо, что черное, что белое.

- Вы сказали недавно, что когда придумаете, как делать спектакли, то перестанете этим заниматься.

- Одно дело, когда ты понимаешь, как сделать конкретный спектакль. И совсем другое - когда ты понимаешь технологию. Для кого-то это самое начало, для меня исходя из моего предыдущего опыта - конец. Узнав что-то, я теряю к этому интерес, потому что есть еще много вещей в мире, которые я не знаю и не умею делать. Я вот фотографией занимаюсь (смотрит в объектив), но не могу сказать, что блестящий фотограф. Не знаю... литература, музыка. Просто жизнь - тоже интересная штука.

- Каким образом вас пригласили ставить в Театре имени Вахтангова?

- Сперва "Фро" посмотрел директор театра Сосновский, потом Михаил Александрович Ульянов. И вот меня пригласили в театр, предложили поговорить о том, что это может быть, и пришли к варианту "Сказки" Набокова.

- Почему "Сказка"?

- Дело в том, что мне практически дали карт-бланш: выдумывай что хочешь и приноси - посмотрим. А сама идея у меня появилась давно - года два назад. "Сказка" - это ранняя проза, и, говорят, не самая удачная. Набоков, когда сам ее переводил на английский язык лет двадцать спустя, сказал что-то вроде: "Такая интересная тема и так слабо разработана". Но каким-то удивительным образом тут он прошелся по всем своим будущим темам. Там, например, есть эпизод, откуда впоследствии появилась "Лолита". У самого Набокова есть такое выражение "ублюдок фантазии". Так вот "Сказка" - это и есть такой ублюдок фантазии.

- Тяготение к ранней прозе, к ранним периодам классиков - это такое воплощение собственного переходного периода. И вообще почему проза, а не драматургия?

- Я не знаю почему, но очень многие сегодня тяготеют к тридцатым годам. В театре и в кино. Я не готов проводить какие-то параллели. Я выбираю прозу потому, что она предоставляет неограниченные возможности, там нет четкой драматургической структуры. С одной стороны, это усложняет работу. С другой - делает ее интересней, ведь ничего не нужно разрушать. Надо только создавать.

- А нет ощущения, что надо ставить пьесы молодых драматургов - своих современников?

- Я очень не люблю это слово "надо". Вот я беру в руки современную пьесу и знаю, что ее надо прочитать только потому, что она написана три дня назад. Да, я очень часто слышу, что развитие театра связано с развитием драматургии. Но ведь и Някрошюс, и Коршуновас ставят классику. Кроме того, еще столько нетронутого, непроработанного материала. И еще, мне кажется, что проблема современной драматургии в том, что у нее нет дистанции. Написана масса пьес, но неясен угол преломления. Такой угол был у Садур, у Мухиной. А дальше возникла такая игра в литературу. На мой взгляд, Набоков это делает гораздо лучше. И вообще, понимаете, ведь должна быть интересная пьеса. То есть пьеса, которая интересна мне. Какой-то текст может быть неинтересен мне, но отразится в другом человеке, и получится хороший спектакль. Я пока не нашел ничего для себя. Есть много интересных вещей, но этого мало, чтобы сделать спектакль. Может быть, что-то возникнет.

- То есть современное слово для вас не так уж важно. Но ведь оно формирует историю. В нем отражен тот миг, в котором мы живем сейчас. Хотя, с другой стороны, в театре, наверное, нет истории.

- Мне кажется, что истории вообще нет. И уж совсем непонятно, что такое ее современный этап. Тем более в театре. Это что, социальные проблемы? Документальный театр? Вербатим? Честно говоря, я не очень понимаю, что такое социальная проблема: бомжи, Чечня, дети-сироты. А я вот предложил написать пьесу под названием "Пыль" о женщинах-библиотекарях. Проблема не в теме, а во взгляде.

- И каков ваш взгляд?

- Я пытаюсь сформировать другой театральный язык. Не язык пантомимы, не язык жеста, а язык с минимальным использованием слов. Тут я совершенно согласен с Аллой Сигаловой - в движении меньше лжи. Движение более ясно и более просто. Оно не более понятно, но более внятно, чем слово. Для меня это проще. Вот если бы возникло сейчас предложение сделать "Вишневый сад", я бы последний акт сделал без слов.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1970
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
4007
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
3046
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2482

Другие новости