ОТКРЫТИЕ Дня Бельгии в РГГУ увенчалось одним примечательным аттракционом. Скульптор Эрик Ван Ин продемонстрировал свою инсталляцию "Без названия" (2001 г.). Странный механизм с магнитным сердечником вонзался в металлическую бляху, оттягивал ее до неприличия, вызывал у присутствующих тихий саспенс - и швырял в потолок ту же бляху.
Эрик Ван Ин любит плодить разного рода механизмы. Не так давно он задумал странный полог для сцены, снабженный сенсорами, которые срабатывают, как только под ними проходит актер - и в тот же миг на его голову начинает падать снег. (Я бы вместо снега предложил гири.) Вообще для автора характерно работать с "мигами". Секунда может быть предметом искусства. Только для этого должны быть специальные механизмы. Возможно, ими станут некие извращенные маятники с оттяжкой. Они осуществляют контроль времени вкруговую и пугают своими нелепыми движениями. Множество механических усилий и потуг в таких объектах выливается в резкий прыжок привязанного на резиновых тросах набалдашника.
Джон Кейдж, который для Эрика Ван Ина является своего рода иконой, как-то предложил бытию "двигаться свои чередом". Но художник желает ограничить это движение своими красными флажками, именно в огороженное им пространство он собирается загнать пару-тройку своих мгновений. В череде объектов автора чувствуется и влияние группы "Флюксус". Механические существа Ван Ина - это мудреные игрушки, рассчитанные на интеллектуальных дылд эпохи одноразовых стаканов.
"Конструктивизм - это не только изображение трех измерений, в нем так же есть попытка четвертого, - попытка передать частицу времени", - пророчествовал Наум Габо. Конструктивистские мобили бельгийского скульптора - это ловушки для времени, черные дыры на аккуратном и прилизанном бытии.