В МИРЕ много разных предметов. Если хотя бы малую часть их по очереди выносить на сцену, танцевальный спектакль получится долгим. В мире также много дорог. Если рассказывать о том, что происходит на их обочинах, в зрительном зале задержишься надолго. А если к тому же делать замедленные мизансцены без музыки и добавить к нарочитой угловатости современного пляса житейские жесты, получится спектакль "На дороге", который представила на фестивале екатеринбургская труппа "Провинциальные танцы".
Эта труппа в России именита. Она дважды получала лавры национального театрального фестиваля "Золотая маска". Худрук "Провинциалов" Татьяна Баганова числится в списке лучших российских авторов "контемпорари данс". Но "На дороге" поставлен не ею, а приглашенным немцем. Иоахим Шлемер возглавляет Театр танца в Базеле, и на Урал он приехал с подачи Гете-института.
...Все дело в Небраске. Этот американский штат знаменит тем, что вдохновил Брюса Спрингстина на одноименную балладу. Что-то балладное явно хотел сочинить и Шлемер, вместе с Максом Кюнгом (автором звукового микста к спектаклю) восхитившийся "простой незамысловатой песней о жизни рабочего человека". Кроме Брюса звучат Бах и электронные композиции 80-х. Но все заглушает ревущий восьмицилиндровый мотор "Шевроле". Название-то не зря дано: спектакль Шлемера - о дороге. Вернее, о тех, кто мечтает по ней уйти, уехать, убежать. Мораль тоже ясна: от себя не убежишь, а мимо проезжают дальнобойщики. Более автор ничего сказать не имеет и поэтому час сорок минут без антракта развивает эту идею вширь и вглубь.
Что мы получаем? Неких жителей заштатного городка в Штатах. Или в российской глубинке. Глухомань педалируется: танцовщики в пиджачных парах, но босые, танцовщицы в платьицах фасона "накось выкуси". Из области высокого - монолог одного мальчика про дерево, которое посадил его дедушка, но какой-то ужасный человек вчера дерево срубил и мальчик потерял связь с дедушкой, но мальчик думает вслух, что он посадит свое дерево и восстановит связь с дедушкой. Реверанс в сторону нашего колорита: воображаемая баня с настоящими березовыми вениками. Что еще? Шлюхи (их играют, естественно, здоровые мужики) ловят дорожных клиентов, девушки хихикают и мечтают о принце, мальчики ширяются и блюют. А танцовщики все вместе тоскливо твистуют. Такой вот хайвей с кроссроудом.
Если б все это сократить на час... Тогда не пришлось бы вспоминать слова Аллы Демидовой, сказанные мне в интервью (кстати, тоже по поводу танцевального спектакля): главная примета неудачных постановок - множество ложных финалов. Только ты в который раз решил, что стандартная хореография и вялотекущая концепция приходят к завершению - ан нет. Еще смотри пластическое самоубийство. Долгое, потому что поставлено оно на все протяжение длинной классической арии в фонограмме. Кончилась ария - и героиня в трусах и меховой курточке повисла на воздушном шарике. Финальный финал, правда, оптимистический: все задорно танцуют, улыбаясь в публику. Потому что жизнь мчится дальше. Особенно на дороге.