"ШЕСТОЙ элемент" - это новая комедия с Лесли Нильсеном. От других фильмов с Лесли Нильсеном она отличается тем, что последний ухитрился дебютировать в качестве и режиссера, и продюсера. Правда, с учетом того, что руководили мистером Нильсеном еще три продюсера и один режиссер, можно представить себе, сколько процентов его творческой инициативы осталось на пленке. Зато рекламный ход сложился удачный: вот убеленный сединами старец, который накопил достаточно мудрости, чтобы реализоваться. Впрочем, думать об этом смешно и поэтому - совсем не обидно. "Шестой элемент" - это вообще такой жизнерадостный, нахальный, пухлый и лысый фильм, на который невозможно сердиться, хотя он и раздражает в самом начале. Как Брюс Уиллис в сериале "Детективное агентство "Голубая луна". Этот кинец просто хочет денег заработать за наш счет. Велика беда, вполне нормальное желание. И наплевать на то, что у его авторов не было никакого другого видимого повода, чтобы взяться за камеру и компьютер. Им просто больше нечего сказать, но они этого совсем не стесняются.
Начало фильма, надо отдать должное, впечатляет. Своей предсказуемостью. Агент ФБР Дикс (Лесли Нильсен) по собственной, естественно, глупости накрывает банду террористов прямо под носом у полиции. Его, как водится, премируют - бросают на выполнение суперответственной миссии, попутно раскрывая целую кучу тайн, скрытых от глаз простых смертных. Мол, Земля, хоть никто и не знает, давно вступила в контакт с инопланетным разумом. Причем так давно, что в ФБР существует соответствующий отдел, а пришельцы уже принялись диктовать свои требования и даже похитили президента США, заменив его клоном собственного производства. Зрители судорожно перебирают возможные варианты пародируемого исходника: "Люди в черном", "Шестой день"? "Чужие"?!
На экране между тем коллеги Дикса раскатывают на черных "жуках", иронизируют по поводу своего правительства и краснеют, вспоминая о периоде полового созревания. Зато никакая зараза галактического масштаба не может противостоять их мощи. Ибо, как поведала миру главная злодейка "Шестого элемента" Уши Кюнстлер (Александра Камп), настоящий лев может заняться любовью 45 раз за 3 часа. А инопланетяне смертельно боятся современной музыки. А главное в президенте США - это то, что у него родимое пятно в форме клевера и саксофон. Фильм отличается от "Телепузиков" только несравненной скабрезностью сюжетных поворотов и тем, пожалуй, что его скорее покажут поздно вечером, чем рано утром. Его можно смотреть по частям, ничего не теряя. Даже если пауза длится несколько дней.
И вообще, если у вас в результате получилось запомнить главного героя, не надо напрягать память дальше и пытаться уловить сюжетную линию. Она не более чем прозрачный скотч для склейки бесконечной череды накладных ногтей, резиновых костюмов и вставных зубов для голливудской улыбки. А чтобы предполагаемый зритель не сорвался с крючка до финального титра, его обеспечивают раздетыми тетками и большим количеством людей, на кого-то похожих. На предфинальный макет концерта трех теноров собирается такое количество известных персон, что американский президент, вокруг которого и разгорелся сыр-бор, воспринимается не иначе как очередной двойник. Финал картины лаконичен. В стандартном голливудском продукте после первого поражения плохие оживают и наносят ответный удар, следующим моментом оживают хорошие и соответственно наоборот, далее обратно наоборот от наоборот, пока зритель не накалится до 9500 Кельвинов. А в "Шестом элементе" Дикс вдруг расправляется с клоном президента и армией инопланетян за считанные минуты. Итак, те, кто сумел не заснуть, остаются наедине с глухим недоумением: это что, у съемочной группы закончилась пленка или же это все-таки новое слово в кинодраматургии? Странно, что в конце создатели фильма не дали уходящую в перспективу надпись на фоне звездного неба: "Хорошее кино всегда должно наводить зрителя на размышления".
Есть, собственно, еще один немой вопрос: а почему "Шестой элемент"? Эпопея Бессона задета в комедии разве что левой ногой. Самые злодейские пришельцы картины по форме напоминают диву Лагуну из "Пятого элемента". По цвету, однако, сильно отличаются. Есть также попытка извратить атмосферу длительного космического перелета на огромном "шаттле". Попытка разобраться в том, над кем же иронизирует Нильсен-режиссер - над персонажами, зрителями или собственной творческой импотенцией, - приводит к мучительной головной боли. Он собрал в одном фильме всех, кого среднестатистический землянин видит на экране своего "ящика", перемешал и отправил в космос. Получился этакий спутник в форме телевизора, который болтается на орбите и дурашливо бибикает.
Достойным искреннего восхищения представляется подбор актеров в картине. Лесли Нильсен: "У меня нет никаких намерений или амбиций, однако у меня есть желание работать, чтобы поддержать статус знаменитости (какой бы он ни был)". Александра Камп: начала свою карьеру на показах мод haute couture в Париже. Дэймиан Мэйсон (сыграл президента США): во время празднования Хэллоуина в 1993 году понял цену своей поразительной схожести с Биллом Клинтоном, срубил в каком-то баре приз за лучший костюм и был замечен общественностью. Единственный персонаж из этой цветастой компании, чье присутствие в кадре не раскрашивается мгновенным клеем, пеной для бритья или неприличным поведением, - певица Офелия Винтер (агент Кассандра Менаж или Бандаж, в зависимости от настроения переводчиков, подруга главного героя). Она - центральная фигура одной из самых смешных сцен: прыгает себе хорошая блондинка, бьет ногами всякую мразь, как вдруг зрители понимают, что костюм ее возбуждающе потрескивает при очередном ударе - то лопаются пузырьки с воздухом (знаете, бывает такой специальный полиэтилен для упаковки аппаратуры, телевизоров тоже). Ровно в самой середине фильма красотка вдруг принимается петь, и становится ясно как божий день, зачем здесь эта девушка. Ждите теперь Офелию с нарезкой из "Шестого элемента" на MTV. Можно также легко догадаться, чем сейчас занят сценарист фильма Алан Ширман - пишет сценарий к компьютерной игре "Шестой элемент". Ведь визуальные эффекты делал Боб Кин, тот самый, что ранее сотворил существ для "Звездные войны. Эпизод I".
"Знаешь способ быстрее всего расправиться с жестким диском?" - говорил один зритель другому, выходя из кинозала после просмотра. - "Ну?" - "Его надо засунуть в микроволновку!"