ВЛИЯТЕЛЬНЕЙШАЯ литературная премия в России "Smirnoff-Букер" огласила свой короткий список - перечень из шести текстов, допущенных до финала конкурса (победитель будет определен в начале декабря). Председатель жюри - прозаик Юрий Давыдов, а рядовые участники - режиссер Дмитрий Бертман, критик Наталья Иванова, издатель Александр Шаталов и Вадим Назаров, еще один издатель. По мнению жюри, шестью лучшими русскими романами года являются: "Кысь" Татьяны Толстой, "Ложится мгла на старые ступени" Александра Чудакова, "Венок на могилу ветра" Алана Черчесова, "Сэр" Анатолия Наймана, "Казус Кукоцкого" Людмилы Улицкой и "Хозяйка истории" Сергея Носова.
Выбор этот говорит о том, что у букеровских устроителей начисто отсутствует даже минимальный художественный вкус.
Первым делом заметим, что нынешний год был чрезвычайно богатым на романы - и в длинном списке премии на этот раз было много достойнейших текстов, проигнорированных жюри так, словно бы их и не существовало. Новый, по сути своей пророческий роман живого классика XX века Юрия Мамлеева "Блуждающее время", провокационная, но в то же время более чем затейливо написанная "военная" проза Михаила Кононова "Голая пионерка", детектив Леонида Юзефовича "Дом свиданий", наконец, немало нашумевший в этом году роман Дмитрия Быкова "Оправдание" - все эти тексты были беспричинно оставлены за бортом шорт-листа.
Романы, оказавшиеся в заветной шестерке, напротив, по большей части не выдерживают никакой критики - и самыми вопиющими здесь являются симпатии жюри к Людмиле Улицкой, произведения которой есть не что иное, как безусловная макулатура, или, иначе выражаясь, "трэш".
Еще один призер нынешнего Букера - мемуарист Анатолий Найман с воспоминаниями, посвященными сэру Исайе Берлину. Дурно написанные, снабженные обычной для этого автора завистливо-злобной интонацией, они также не предоставляют жюри ни малейшего снисхождения. "Венок на могилу ветра" Алана Черчесова - очень длинная и в сущности своей графоманская книга, претенциозность которой не позволяет никому, кроме экспертов, прочесть более чем 20-30 страниц - будет попросту скучно. Роман профессора МГУ, филолога Александра Чудакова, напротив, написан профессионально и внятно, однако подобную усредненно-традиционалистскую прозу сейчас практически никто не читает, и книга эта для текущей словесности откровенно маргинальная. "Хозяйка истории" Сергея Носова - история о прорицательнице, этакой советской Кассандре - остроумная изящная книга, однако первопубликация ее относится к 1999 году, и это исключает для нее возможность справедливой победы - это противоречило бы букеровским правилам. Сомнительность ее присутствия в коротком списке подчеркивается еще и тем, что один из членов жюри, петербуржец Вадим Назаров, недавно издал этот роман в своей "Амфоре", а любовь Назарова к настырной пропаганде своих книг известна в литературном мире. Хозяин "Амфоры", открыто номинировавший в прошлом году свои тексты на премию "Национальный бестселлер", не остановится перед такой мелочью, как некоторое этическое неудобство. Сам издаю, сам и премии присуждаю.
И только "Кысь" Татьяны Толстой - вещь, воистину достойная находиться в букеровском финале. Великолепный роман, продавшийся огромным для России тиражом, - настоящее событие в отечественной словесности, и если жюри хоть в чем-то захочет компенсировать свои предыдущие провалы, у него не будет иного осмысленного решения, как присудить 12 500 условных единиц Татьяне Никитичне.
Однако до этого еще должно пройти два месяца.