О НАЧАЛЕ войны я узнал от Татьяны Арзамасовой. Она вошла на стенд галереи "Айдан" со словами "Война!". Это было за два часа до закрытия Арт-Форума в Берлине. Айдан и знаменитая художница Колетт как раз обсуждали работу АЕС. Арзамасова, Евзович, Святский - три художника, входящих в группу АЕС. Именно они предсказали войну.
Актуальность - вот качество, которого часто требуют от современного искусства. Самым актуальным в Берлине оказался "Исламский проект" группы АЕС. О нем спорят даже люди, далекие от искусства. "Исламский проект" - серия компьютерных сцен. Монтаж соединил святыни европейской и исламской цивилизаций. На место "близнецов" в Нью-Йорке группа АЕС подставила мечеть. Тогда, в 1996-м, это выглядело иронией на тему "столкновения цивилизаций" (по Хантингтону). Сегодня, в 2001-м, уже несмешно.
На Красной площади - моджахеды. Нотр-Дам оброс минаретами. Статуя Свободы одета по последней моде - в чадру. В ее руке - Коран. Что еще? Рейхстаг, Кремль... Группа АЕС первой предсказала грядущие потрясения - в форме произведения искусства. Их пророчество заметили только арт-критики.
"АЕС с восхитительным цинизмом предрекают новое нашествие с Востока. Очень красивое нашествие" ("Птюч", 1996). "...АЕС занялись созданием политических миражей в форме туристических открыток. Получились симпатичные виды западных столиц лет эдак через десять - после полной и окончательной победы мирового джихада..." ("Весь мир", 1996).
В конце весны 1996 г. "Исламский проект" показали впервые. Дело было в галерее Гельмана. Незадолго до того, как на свет появился первый берлинский Арт-Форум. За 5 прошедших лет "Исламский проект" проехал по Европе. И даже был возрожден заново при помощи египетских ковров. Аесовцы устроили из них палатку во время последней московской ярмарки "Арт-Москва". В египетские ковры руками русской мастерицы были заботливо вшиты картинки "Исламского проекта". В Берлине-2001 картинку рейхстага-мечети можно было купить за 1850 евро на стенде галереи "Солертис" (Тулуза). В конце ярмарки я снова прошелся по стендам. Продано? Нет, куда при таких раскладах... Потенциальные покупатели (их было немало) труханули...
После Арт-Форума галерея "Солертис" отправилась в Париж. ФИАК - еще одна ярмарка современного искусства. Там работа АЕС снова будет выставлена. Или уже нет? Основная проблема новой политической ситуации для интеллектуала в том, что она ставит вопрос о границах свободы. И о самоцензуре.
Татьяна Арзамасова - единственная из участников группы - приехала на ярмарку в Берлин. Там она ответила на вопросы "НГ".
- Как стали продаваться работы "Исламского проекта" после катастрофы в Нью-Йорке? Появился ажиотажный спрос на них?
- Первая реакция была такой. У нас есть агент, который занимается продажами. Он не из России, и от него в первый день был звонок.
- 11 сентября?
- Да. "Дорогие друзья, давайте мы сейчас временно все остановим, потому что нельзя делать бизнес на крови, - говорит он, - я сейчас снимаю работы". Конечно, дорогой, мы остановим все. На другой день он звонит и предлагает нам эксклюзивный контракт. Про бизнес на крови больше не было никаких разговоров. Естественно, сейчас идет волна интереса к этим картинкам пятилетней давности, и, пожалуй, это правда, что мы - единственные из визуальных пророков, потому что это для литератора обыкновенно - быть пророком или для врача, который пописывает стихи (я имею в виду Нострадамуса). Но никто еще не делал пророчества через картинки. И нас все спрашивают, что мы испытывали во время прямого репортажа СNN, в три часа по Москве (это разница во времени). Тут можно быть нескромными, но мы вспомнили Иеремию, который смотрел на то, что произошло, и был абсолютно несчастлив - он даже не испытывал гордости.
* * *
Полное интервью с Татьяной Арзамасовой и обсуждение "Исламского проекта" АЕС читайте в одном из ближайших номеров "НГ".
Берлин