6 декабря 1976 года, в зале Дома ученых при полном аншлаге состоялся первый концерт Ансамбля ударных инструментов Марка Пекарского. Впервые в нашей стране был представлен сольный репертуар для ударных инструментов. Произведения Шостаковича, Крафта, Артемова, Чавеса и Хованнесса, как писал тогда журнал "Музыкальная жизнь", "прозвучали удивительно свежо┘ создавая в зале атмосферу приятной концертности". Таким образом, были найдены "┘причины, которые аргументируют правомерность вынесения ударных "за скобки" больших симфонических составов и их самостоятельного автономного существования на эстраде".
Так началась работа над репертуаром. Более ста произведений специально для Ансамбля ударных инструментов написали Софья Губайдулина, Эдисон Денисов, Альфред Шнитке и другие композиторы. Сегодня коллекция Пекарского содержит более 300 партитур.
"Психология музыканта - винтика большого симфонического оркестра - вот наша основная проблема, - заявляет Марк Пекарский. - В Берлине я репетировал "Юбиляцию" Губайдулиной, и ксилофонист прославленного оркестра два часа не мог сыграть простейшую сольную партию. Ну, тогда я ему все сказал┘ В нашей стране действительно есть традиции педагогики, но только в той части, которая касается подготовки ударников-оркестрантов. Но, к сожалению, и сегодня в России не многие обращают внимание на мировой барабанный опыт. Уже 60 лет опытам с ударными инструментами Джона Кейджа, и уже давным-давно Христофом Каскелем сыгран "Цикл" для одного ударника Карлхайнца Штокхаузена. А мы все вымучиваем трудные места из "Шехерезады" или пытаемся сыграть быстрее всех "Полет шмеля". Кстати, его исполнение обязательно только на "наших" конкурсах. А западные конкурсы мы не посещаем из-за отсутствия желания и умения играть "их" репертуар".
Не доверять мнению Пекарского сложно. Ведь семинары, которые он проводил в отечественных консерваториях, зачастую саботировались преподавателями, которые не разрешали своим ученикам принимать в них участие.
Мировая известность к Ансамблю Пекарского пришла в 1986 году на Берлинском фестивале Fest Wochen. Наутро после исполнения "Юбиляции" Губайдулиной, "Тотема" Артемова, "Распорядка дня" Мартынова музыканты проснулись знаменитыми. "Может ли музыка для ударных держать внимание целый вечер? Может, если речь идет о такой блестящей группе, как ансамбль Марка Пекарского", "┘этот коллектив - катализатор творчества советских композиторов", писали Berliner Morgenpost и Tagesspiegel. К тому же, по мнению газеты Zuddeutsche Zeitung, исполнение в Западном Берлине произведений, запрещенных на родине композиторов "хренниковской семерки", "имело еще и политическое значение".
Последовали выступления на европейских фестивалях: "Warsaw autumn" в Польше, "Wien Modern" в Австрии, "Sacro Art" и "International Junifestwochen" в Германии, "New Beginnings, Soviet Arts in Glasgow" в Англии, "Fete de la percussion" и "Rencontres internationales de percussion, Maison de Radio France" во Франции - и других. Когда музыканты были на гребне успеха, даже фирма "Мелодия" выпустила виниловый диск "Ритмо" с произведениями Чавеса, Хованесса, Финка и Артемова в исполнении коллектива. Ансамбль становится участником программ "Союзконцерта", фестивалей "Московская осень", "Русская зима" и "Альтернатива".
Четыре измерения музыки - мелодия, гармония, ритм и тембр - кажутся недостаточными. Добавьте театр. Или - по названию одного из проектов маэстро - "Театр звуков Марка Пекарского". Сочетание разных жанров искусства - отличительная особенность выступлений Ансамбля ударных инструментов. Юбилейная "Ностальгия" не исключение. В концерте будут представлены семь вариантов ностальгии. Прозвучит музыка Рославца, Прокофьева, Шостаковича, Денисова, Екимовского. Участие в концерте поэта Дмитрия Пригова (лауреата Пушкинской премии) дополнит ностальгические игры Марка Пекарского.
Торжества обязательно состоятся 14 октября в филармонии Санкт-Петербурга, а в Московской консерватории решение о проведении юбилейного концерта не принято.