БЫЛА в этом какая-то несправедливость. В то время как европейская и американская публика день за днем ходила на легендарных "Кошек" или "Призрака в опере" Э.Л. Уэббера, московские театралы довольствовались лишь опереттами, причем не всегда хорошего качества. И от безнадежности презрительно говорили о бродвейских мюзиклах.
Прошлый сезон был ознаменован появлением первого настоящего мюзикла. "Метро" стало прорывом - это был спектакль почти по всем канонам. Но опять-таки почти. Уже к концу театрального сезона энтузиазм набранной специально молодежной труппы поиссяк, и все происходящее на сцене стало сильно напоминать студенческий капустник. Правда, хорошо сделанный.
Грядущий же сезон нам принесет сразу два новых мюзикла. 19 октября состоится премьера спектакля "Норд-Ост" по "Двум капитанам" Каверина, а ближе к весне ожидается "Собор Парижской Богоматери". Ко второму спектаклю пока только проходит отбор труппы, а создатели "Норд-Оста" уже грозятся "настоящим бродвейским качеством". Обещаниям можно верить, поскольку постановщики "Норд-Оста" прибегли к опыту всемирно известной продюсерской группы Кэмерона Макинтоша. Именно эта компания консультировала россиян на первом этапе. А на счету у этой британской компании все те же "Кошки", "Призрак в опере", а также идущие по сей день с успехом в Нью-Йорке и Лондоне "Отверженные" и "Мисс Сайгон".
Авторы музыки, барды Алексей Иващенко и Георгий Васильев (больше известные как "Иваси"), тоже решили не отставать от западных собратьев по перу и роялю - и в итоге попали в точку. Арии "Норд-Оста" ничуть не уступают бродвейским аналогам. Есть в этой постановке и еще один безусловный плюс. Спектакль будет идти каждый вечер на своей сцене. То есть и прокатывать этот мюзикл будут по всем канонам жанра. Создатели гордятся тем, что это - именно российский мюзикл, с родной нашему зрителю тематикой: здесь вам и героическое освоение Арктики в начале ХХ века, и революция, и крушение империи, и развитие авиации, и война. А также, конечно, любовь и ненависть.
В эклектической стилистике мюзикла, смешивающего джазовую ритмику с городским романсом и интонациями бардовской песни, будет доминировать актерская манера пения. Именно так авторы постараются достичь "цельности формы", некогда привлекшей их в образцовых мюзиклах вроде "Призрака в опере" и "Отверженных". Работая с актерами, постановщики многим жертвуют ради "теплоты и душевности", утверждая, что именно драматический акцент сделает проект "классическим" по жанру. Дирижер-постановщик Ара Карапетян, который сводит здесь актерские манеры воедино, - оперный, из Театра Станиславского и Немировича-Данченко. В его оркестре - только 32 человека, и он пытается сделать так, чтобы эти тридцать два звучали как привычные ему сто.
Авторы проекта сейчас особенно гордятся жесткими условиями отбора участников. Актерский кастинг продолжался аж почти год, кандидаты с оперными, завывающими эстрадными или просто негибкими голосами отсеивались в секунду. Результатом отбора становился необычайно жесткий контракт с требованиями полной самоотдачи и строжайшей дисциплины. Тот же тип контракта распространили и на дирижера, сценографа (Зиновий Марголин), дизайнера света (Сергей Мартынов) и звукорежиссера (Владимир Виноградов). Все актеры прошли через фитнесс-клубы, тренинги вокала, степа, сценической речи и были транспортированы ненадолго в Лондон - посмотреть, как там все.
"Норд-Ост" заявлен авторами как "русский классический стационарный мюзикл", или "мюзикл ежедневного показа" с шеститонными компьютеризированными декорациями и звуковой системой surround. В нем сохранены почти все сюжетные линии романа. Так что все "Два капитана" умещаются в три часа действия с 20-минутным перерывом.
Георгий Васильев утверждает, что зрелище будет многослойным - кто музыку не любит, будет глядеть спецэффекты. В музыке же, по его словам, здесь есть на что реагировать - и тем, кто понимает юмор, и тем, кто его не понимает, и тем, кто не разбирает даже слов.
Ожидается, что "Норд-Ост", сделанный с благословения детей Каверина, за два года показов увидят 700 тысяч москвичей и приезжих. В сравнении с 58 миллионами "Фантома в опере" (из 17 стран и за 20 лет) это в целом уже что-то.