0
1091
Газета Культура Интернет-версия

04.10.2001 00:00:00

Распад стиля

Тэги: наумов, кино, эпоха


ПРОСМОТР нового фильма Владимира Наумова вызывает исключительно грустные размышления - плохой конец обычно зрителя не радует. Но в данном случае так кончается не только фильм - так кончается целая эпоха. Наумов снял символическую картину, что, безусловно, входило в его намерения. Но символы, боюсь, получились для самого автора несколько неожиданные.

Рассказанная в фильме история незамысловата. Жена убитого крупного чиновника (Наталия Белохвостикова) случайно узнает от фотографа-репортера (Валентин Гафт), что ее мужа, возможно, убили. Желая отомстить, она нанимает бомжа-киллера (Армен Джигарханян), который должен убрать предполагаемого убийцу - теневого олигарха, друга героини и патрона киллера (Игорь Ясулович). Это криминальный план. Образный план составляют постоянные наумовские метафоры: вереница брейгелевских слепых, бомжи, рисующие на подвальных стенах Леонардо, собака с крыльями, будильник без стрелок, деревянное колесо, рельсы, ведущие в никуда. Три типа диалогов. Криминальный: "Тебя как зовут?" - "Не важно, это вас не касается". Абсурдистский: "Ты чего в противогазе?" - "В каком противогазе?" - "А это что?" - "А я-то думаю, чего у меня башка трещит". Символический: "Стена как живая, вот сейчас она сердится".

Полтора часа на экране разворачивается затянувшаяся агония советского кино. Как и любая агония, она требует от присутствующих немалых душевных сил и сострадания. Это чудовищная смесь из штампов постперестроечной "чернухи", доморощенного сюра/абсурда, черного фильма и вязкой притчеобразности.

"Часы без стрелок" - вторая часть задуманной Наумовым трилогии: первой был "Белый праздник", третья будет называться "Мадонна на асфальте". Если судить по названиям, то кажется, будто степень претенциозности и дурновкусия возрастает от фильма к фильму. На самом деле это не так. Этот кинематограф давно уже достиг абсолютной степени разложения. И даже задуманный фильм с многообещающим названием "Мадонна на асфальте" вряд ли сможет добавить что-нибудь существенное. Дальше ехать некуда.

В 60-70-е годы Алов и Наумов снимали "кино оттепели", наполненное, с одной стороны, жаждой жизни, с другой - энергией протеста. Это было время, когда стал возможен пацифистский пафос и стилистические эксперименты. Именно тогда были сделаны лучшие их фильмы - "Мир входящему", "Скверный анекдот". Большой стиль советского кино, частью которого были фильмы Алова и Наумова, к началу 80-х стал превращаться в мертвенный официоз, и тогда появились на свет "Тегеран-43" и "Берег". И когда к концу 80-х монументальное здание этого кинематографа рухнуло, под его обломками оказались погребенными многие замечательные режиссеры.

Выбраться из-под завалов не удалось практически никому. Кто-то надолго замолчал, как Марлен Хуциев, а кто-то, как Рязанов и Панфилов, лихорадочно продолжал снимать, судорожно пытаясь ухватиться за осколки. Именно это происходит с Наумовым, который уже без умершего Алова делает фильм за фильмом, все глубже погружаясь в псевдопророчества и стилистический хаос эклектики: "Выбор", "Десять лет без права переписки", "Белый праздник". И вот теперь "Часы без стрелок". Конец прекрасной эпохи - грустное зрелище, достойное лишь сожаления.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ технологически отстает от собственного электората

КПРФ технологически отстает от собственного электората

Дарья Гармоненко

Коммунисты отказываются признавать электронное голосование новой реальностью

0
1140
Суды нарушают процессуальные права граждан системно

Суды нарушают процессуальные права граждан системно

Екатерина Трифонова

Защита гарантирована Конституцией, но ограничивается возможностями госаппарата

0
1314
Площадь лесного пожара в Крыму увеличилась до 23 га - МЧС

Площадь лесного пожара в Крыму увеличилась до 23 га - МЧС

0
778
Голикова сообщила о мерах правительства по поддержке участников СВО и их семей

Голикова сообщила о мерах правительства по поддержке участников СВО и их семей

0
628

Другие новости