0
685
Газета Культура Интернет-версия

04.10.2001 00:00:00

Имя мамы - Роза

Тэги: канадский, спектакль, лейтмотив


ТЕ, КТО пришел смотреть танцы, были разочарованы. Их совсем нет. Танцовщиков тоже нет, а есть драматические актеры и одна певица. Канадский спектакль труппы "Два мира" под названием "Лейтмотив" - музыкальная драма, созданная из четырех звуковых лейтмотивов. Композитор Мишель Робиду берет звуки - движущийся поезд, дождь, церковные колокола, настройка оркестра - и разворачивает все это в бесконечный вокализ, исполняемый героиней по поводу и без повода. Ради ее грустного глухого меццо, кажется, затевалась постановка. Все остальное, как-то: текст, фабула, режиссура и прочие незначительные мелочи, появилось в конце работы над проектом. Чтобы, как написано в программке, "затянуть творческие узлы". Впрочем, есть еще волнующая западных интеллектуалов актуальность содержания. И это будет, как говаривал "отец народов", посильнее, чем "Фауст" Гете.

...В СССР насильно культивировали пафос. На Западе его долго и свободно топтали ногами. Итого: ныне мы бежим от высокого слога в искусстве, как от чумы, а западная культура, засидевшаяся на постструктурализме, явно ностальгирует по риторике. Инфляция слов, мучавшая ХХ век, забыта. "Лейтмотив" - не первый спектакль "оттуда", построенный на жесточайшем сю-сю, которого в России постыдился бы районный драмкружок. Суть происходящего - любовь и кровь в стране, разделенной гражданской войной. Они любят друг друга, но дан приказ ему на запад, ей - в другую сторону. Они расстаются, он - по имени Пьер - идет на фронт, дезертирует, его пытают, у него едет крыша, он умирает. Она - по имени Роза - бежит из гетто, ее насилуют, она вступает в сопротивление, рожает дочку и эмигрирует.

Все это - с надрывом, метафорами и лирическими отступлениями - подробно изложено в письме, которое на старательном русском (молодцы, выучили к гастролям) читает некая девушка на скамейке. Мама Роза собирается приехать из Америки и написала ей - своей дочери, брошенной где-то в тоталитарной стране. Где именно брошенной - не важно. Все кругом общечеловеческое. В письме ясно сказано: типичная история типичных мужчины и женщины в типичной стране в типичную эпоху. "Конец войны не означает начала мира". Агенты чей-то госбезопасности, ясное дело, палачи и мерзавцы. Но красота и жалость, разумеется, спасут мир.

На этих слонах стоит режиссура, очень напоминающая наш соцреализм 50-х годов. Все изложенное в письме старательнейшим образом переводится в буквальный иллюстративный жест. Но в спектакле есть еще видео- и компьютерные игры. Зрелище в целом сделано на странном сочетании крайнего, доходящего до пародийности, натурализма с мультимедийными технологиями. Авось пантомимные сцены "пришел-увидел-полюбил" покажутся не столь банальными на фоне коллажей из старого (кинохроника марширующих солдат и молодая Ингрид Бергман с Дирком Богартом) и нового кино (герои излагаемой истории в "документальных" съемках и в театре теней за экраном, стекающие по экрану капли крови и визуальные абстракции).

И последнее. Я, конечно, дико извиняюсь за старомодность, но нельзя ли было показать на фестивале современного танца - танец? Желательно - современный.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
457
Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Екатерина Трифонова

Иван Родин

Online-версия

0
519
Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Андрей Мельников

0
313
Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

0
399

Другие новости