ТЕ, КТО пришел смотреть танцы, были разочарованы. Их совсем нет. Танцовщиков тоже нет, а есть драматические актеры и одна певица. Канадский спектакль труппы "Два мира" под названием "Лейтмотив" - музыкальная драма, созданная из четырех звуковых лейтмотивов. Композитор Мишель Робиду берет звуки - движущийся поезд, дождь, церковные колокола, настройка оркестра - и разворачивает все это в бесконечный вокализ, исполняемый героиней по поводу и без повода. Ради ее грустного глухого меццо, кажется, затевалась постановка. Все остальное, как-то: текст, фабула, режиссура и прочие незначительные мелочи, появилось в конце работы над проектом. Чтобы, как написано в программке, "затянуть творческие узлы". Впрочем, есть еще волнующая западных интеллектуалов актуальность содержания. И это будет, как говаривал "отец народов", посильнее, чем "Фауст" Гете.
...В СССР насильно культивировали пафос. На Западе его долго и свободно топтали ногами. Итого: ныне мы бежим от высокого слога в искусстве, как от чумы, а западная культура, засидевшаяся на постструктурализме, явно ностальгирует по риторике. Инфляция слов, мучавшая ХХ век, забыта. "Лейтмотив" - не первый спектакль "оттуда", построенный на жесточайшем сю-сю, которого в России постыдился бы районный драмкружок. Суть происходящего - любовь и кровь в стране, разделенной гражданской войной. Они любят друг друга, но дан приказ ему на запад, ей - в другую сторону. Они расстаются, он - по имени Пьер - идет на фронт, дезертирует, его пытают, у него едет крыша, он умирает. Она - по имени Роза - бежит из гетто, ее насилуют, она вступает в сопротивление, рожает дочку и эмигрирует.
Все это - с надрывом, метафорами и лирическими отступлениями - подробно изложено в письме, которое на старательном русском (молодцы, выучили к гастролям) читает некая девушка на скамейке. Мама Роза собирается приехать из Америки и написала ей - своей дочери, брошенной где-то в тоталитарной стране. Где именно брошенной - не важно. Все кругом общечеловеческое. В письме ясно сказано: типичная история типичных мужчины и женщины в типичной стране в типичную эпоху. "Конец войны не означает начала мира". Агенты чей-то госбезопасности, ясное дело, палачи и мерзавцы. Но красота и жалость, разумеется, спасут мир.
На этих слонах стоит режиссура, очень напоминающая наш соцреализм 50-х годов. Все изложенное в письме старательнейшим образом переводится в буквальный иллюстративный жест. Но в спектакле есть еще видео- и компьютерные игры. Зрелище в целом сделано на странном сочетании крайнего, доходящего до пародийности, натурализма с мультимедийными технологиями. Авось пантомимные сцены "пришел-увидел-полюбил" покажутся не столь банальными на фоне коллажей из старого (кинохроника марширующих солдат и молодая Ингрид Бергман с Дирком Богартом) и нового кино (герои излагаемой истории в "документальных" съемках и в театре теней за экраном, стекающие по экрану капли крови и визуальные абстракции).
И последнее. Я, конечно, дико извиняюсь за старомодность, но нельзя ли было показать на фестивале современного танца - танец? Желательно - современный.