КУПОЛ Рейхстага венчает золотой полумесяц. По углам здания - 2 минарета. На фасаде - все та же, прежняя, надпись - "Немецкому народу". Перед фасадом - живописная группа женщин и детей на ишаках (это и есть немецкий народ будущего). Так выглядит "Исламский проект. Берлин, Рейхстаг" русской группы АЕС. Этот проект 1997 года сегодня выглядит актуально как никогда.
Катастрофа в Нью-Йорке могла привести Арт-Форум к краху еще до начала. Нью-Йорк - мировой художественный центр # 1, Арт-Форум-2001 - первая европейская художественная ярмарка после событий 11 сентября. "Мы должны отметить, что эти события привели к падению не только фондовые рынки, их влияние будет ощутимо на художественных рынках по всему миру, не только в Нью-Йорке, но также и в других коммерческих центрах, на ведущих художественных ярмарках", - сказал перед открытием ярмарки Фолькер Диль, ее ведущий управленец (интервью с ним см. в "НГ" от 09.08.2001). Чтобы показать, что все ОК, многие галеристы продали работы еще до вернисажа: это обычная практика - на выставке стендисты просто заранее отмечают проданные работы красными кружочками, - но сегодня в Берлине красные кружочки выглядели как лекарство от неуверенности. Несмотря на трагедию, нью-йоркские галеристы не проигнорировали событие. Они прилетели в Берлин.
Участие китайцев - сюрприз этого года. Расширяясь, европейский художественный рынок захватывает все новые области. Китайские галереи впервые принимают участие в Арт-Форуме, а первой дискуссией в большой "разговорной" программе ярмарки станет беседа на тему "Китайское искусство сегодня". На "войну миров" в воздухе Арт-Форум отвечает, расчищая площадку для неевропейского современного искусства. Новая задача, которую ставят организаторы, - улучшить диалог с современным искусством исламских стран. Так что, возможно, на будущий год в Берлин приедут исламские галереи.
На Арт-Форуме-2001 за всех исламских художников, вместе взятых, отдувается знаменитая Ширин Нешат. Ее видеоинсталляция, показанная в ЦДХ недавно, вызвала восторги московской публики. А в Берлине продается небольшая фотография "Солдаты революции" (1999 г.). Революция, разумеется, исламская. На первом плане снимка - нежные руки, покрытые затейливой вязью восточного письма, а из-за них высовывается пистолетное дуло. Понимай как можешь. В этой работе есть рискованная амбивалентность - неизвестно, что написано на руках, и непонятно, какова позиция автора. Эта фотография типична для Ширин Нешат.
"Солертис" - галерея из Тулузы. В каталоге Арт-Форума она представила картинку исламского Рейхстага, сделанную АЕС. Но на галерейном стенде этой работы нет. В экспозиции "Солертиса" - новая серия работ АЕС: дети, белые трико, дворцовые интерьеры. Обозреватель "НГ" решил узнать у галериста Бриса Фоше его мнение о работах АЕС.
- Как вы начали работать с русской художественной группой?
- В моем городе, в Тулузе, я увидел большую выставку, и на ней были работы АЕС. Фотографии 14 женщин: 7 убийц и 7 невинных. Я думаю, что это очень сильное произведение. Мы связались по интернету и решили показать в Тулузе "Исламский проект", потому что год назад я увидел, что это очень интересный проект, а сейчас это...
- ...очень актуальный проект!
- Да!
- Этот проект вызвал скандал в Тулузе?
- В Тулузе - нет и во Франции - нет, потому что "Либерасьон", очень известная французская газета, опубликовала фотографию статуи Свободы в парандже. В Берлине сначала решили показать "Исламский проект", но есть новый проект, и мы, конечно, были заинтересованы показать этот проект, посвященный стихотворению Гете "Лесной царь". Французский писатель Мишель Турнье написал роман о Гете. И это произведение передает образ всей истории.
- Этот проект пользуется успехом?
- Я надеюсь. Многие спрашивают, кто же эти художники?
* * *
Музей Гуггенхайма в Нью-Йорке превращен в мечеть. В дальнем, укромном уголке стенда "Солертиса" висит такая фотография из "исламской серии" АЕС. Возможно, будущее? Входишь в современное искусство, выходишь - в реальность. Художники еще не успели напрямую отреагировать на взрыв в Нью-Йорке. Но группа АЕС описала суть конфликта до того, как он произошел. Граница между фантазией и реальностью сместилась.
Берлин