0
1332
Газета Культура Интернет-версия

03.10.2001 00:00:00

Молоко и стелька

Тэги: польке, музыка, весна, выставка, сулаж


МУЗЫКА неизвестного происхождения: заблокировать двери и не пускать внутрь". Нестандартное название. Но у Зигмара Польке нет "стандартных". Нет "весны" или "композиции #...", но есть "...какая вкусная весна!". Впрочем, и эта "весна", и эта "музыка" - абстрактны. "Весна" - плевок зеленого на интенсивном желтом фоне, "музыка" - какая-то коричневая сопля, растекшаяся по синему размыву. Эти названия абсурдным образом не отсылают к работам (если, конечно, не считать отсылкой ассоциацию между зеленым цветом и весной. "Музыка неизвестного происхождения" - хорошее название для абстрактной экспозиции (или работы). Но именно так называется третьяковская выставка Польке, который вовсе не абстракционист. Он социальный художник. И первая, банальная ассоциация между "весной" и "зеленым" - именно то, что лежит в центре его внимания. Польке исследует клише.

Пьер Сулаж не называет своих работ. Чтобы как-то их различать, он пользуется размером. Например, "202х327 см" - это исследование соотношения черных и белых полос. Но Сулаж использует в своих работах черную краску как основную. Второй элемент, введенный для различения, это дата. Есть "300х236 см, 10 января 1964 г." и "300х236 см, 16 февраля 1964 г.", это работы из одной серии, но - разные. Третий элемент различия - это техника. К примеру, "гуашь на бумаге", или "гудрон на стекле", или просто "живопись" без дальнейших объяснений. Такие "названия" не приписывают произведению ничего, кроме его физических свойств: техники производства, размера, даты выработки. В каталоге Сулажа нет даже отдельного списка работ. Есть только иллюстрации с названиями-артикулами. Они выглядят как служебная информация на торговых ярлыках.

Скажи мне, как ты называешь работы, и я скажу, кто ты. История названий картин может быть написана не менее увлекательно, чем история самой живописи. Назови картину "Герника" - и все поймут, что на ней изображены не просто раскоряченные монстры, а жертвы войны, а ты не просто авангардист Пикассо, а человек левых взглядов, осудивший франкистов. Это то, что предопределяет восприятие. Откажись от названий - и станет ясно, что ты приверженец асоциального восприятия, преврати озаглавливание в манию - и будет ясно - ты художник, разговаривающий с обществом при помощи живописи. "Когда полностью будет удовлетворен спрос на подставки для столовых приборов, можно сперва разработать производство чехлов для подставок, а затем - богатый ассортимент всевозможных средств для чистки чехлов". Это - название гуаши Польке, которое звучит как цитата из книги какого-нибудь левого теоретика. Главное место на листе бумаги при этом занимают перекрученные шнуры - мотив эпохи викингов здесь читается как изображение электропроводов (благодаря названию). Польке довел мастерство озаглавливания до такой виртуозности, что названия можно изучать, даже не обращаясь к работам. Это цитаты, афоризмы, какие-то странные и затейливые изречения, иногда банальные до абсурдности, иногда просто внутренне противоречивые. Но всегда - ироничные.

"Чтобы молоко не убежало, вкладывайте в обувь бархатную стельку". Это название в духе дада или сюрреалистов - прямое продолжение истории с браком "швейной машинки и зонтика на операционном столе". При этом на листе нарисовано женское лицо - в сеточку (пятно - провал, пятно - провал): Зигмар Польке использует прием растровой графики, то есть лицо составлено из жестко структурированных пятен разной насыщенности. Кажется, так это лицо выглядело бы, если бы было нарисовано поп-артистом, но есть значимое отличие: поп-артисты подчеркивали "механистичность" своей манеры, они работали так, как будто за них все делают автоматы, у Польке же - манера тяп-ляп-маляра - и пятна кривы, и сетка ползет. Ниже, под женским лицом - гривуазная картинка: кокетка с веером и кавалер с томным взором; этот фрагмент выполнен в манере резцовой гравюры - резкими законченными штрихами, но в руках у Польке не штихель, а кисточка, и потому линии при ближнем взгляде кривы да косы. А пятна краски, разлитые по листу, словно не имеют никакого отношения к этим двум рисункам. Все традиции уравнены на правах информационного шума - европейский авангард и американский поп-арт, классический фигуративный рисунок и абстрактные размывы. Что остается?

Название? Длиннее длинного. Фигуры? Больше, чем можно увидеть за один взгляд. Цвет? Рябит в глазах. Зигмар Польке дает зрителю гораздо больше, чем нужно. Он словно издевается над потребителем: его работы предлагают так много противоречивых интерпретаций, что, изучая только одну, можно стать профессором болонским. И поэтому всякая рациональность отброшена. В конце концов растормошенный зритель перестает понимать все эти взаимосвязи и обращается к своему чувственному опыту.

Сюжет? Выбросим! Название? В помойку! Фигуры? К чертовой бабушке! Игра цветов? Ни к чему! Пьер Сулаж отграничивает поле восприятия от всего, что может ему помешать. Остается сухой остаток - композиция и фактура. Чистый ритм. "Музыка сфер". Небесная механика искусства. Чувство, освобожденное от идолов.

Все гуаши Зигмара Польке сделаны в 1996 году. Выставка Польке - "горизонтальный срез" творчества одного художника. Работы Пьера Сулажа выполнены с 1948 по 2000 год. Это - "вертикальный срез". Все различно. Разные экспозиции, поколения, направления, способы называния работ. Но эффект, которого добиваются Сулаж и Польке, одинаков.

Помимо всякой рациональности. Вне любых социальных рамок. Сила художественного переживания в том, что зритель сам заполняет зияющие пустоты или исключает лишний инфошум. Художники работают разными средствами. Но итог один - прямое обращение к чувству. Зритель переживает - значит зритель существует.

* * *

Пьер Сулаж о "сверхчерном" - специально для "НГ"

Традиционно считают, что пространство находится внутри живописи. Но то, что важно в моих пастозных произведениях, - это не черный цвет, на который вы смотрите, а свет, который исходит из произведения на вас, который смотрит на вас, когда вы смотрите произведение. Поэтому пространство находится между вами и картиной. Когда вы передвигаетесь, когда свет меняется, это уже не то же самое произведение. Произведение действительно находится здесь, но оно существует в тот момент, когда вы на него смотрите. То, что я вам сейчас объясняю, это формальный анализ, но самое главное - то, что чувствуешь, когда смотришь на произведение, - то, как произведение влияет на динамику твоего воображения, внутренней жизни.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
456
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2165
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1406
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1046

Другие новости