МОСКОВСКИЙ музыкальный фестиваль "Владимир Спиваков приглашает┘" перевалил за половину. Позади программы-посвящения Шостаковичу и Ойстраху, запрограммированный ударный номер - литературно-музыкальный опус по "Мессии" Генделя и "Воскресению Георга Фридриха Генделя" Стефана Цвейга с артистичным участием Олега Табакова, звон мобильных телефонов, гулкий топот опоздавших, взрывы кашля и не к месту радостные аплодисменты между частями во время выступления образцового французского трио "Вандерер".
Вторая часть фестиваля будет изобиловать сенсациями и выразительными гастролями. Сегодня Спиваков художественно и прилюдно мирится с Башметом, через день выйдет на сцену в интригующей компании с отменными певцами Сергеем Лейферкусом и Дмитрием Корчаком и, наконец, - с блистательной американкой Джесси Норман, топ-персоной мировой оперной сцены.
С первых же концертов за весьма внушительные деньги за билеты в зале ожидались аншлаги, фраки и венеры в мехах. Однако Шостакович с РНО и Спиваковым за дирижерским пультом удостоился слишком ажурно населенного партера, трио "Вандерер" - и вовсе полупустого зала. Принялся мерещиться провал стратегии, но все же к театрально ориентированной программе спиваковских "Виртуозов" с Табаковым в роли Генделя в финале дело выправилось, и фестиваль, претендующий на статус и престиж московского представителя в европейском фестивальном пантеоне, начал соответствовать ожиданиям в том, что касается ажиотажа. Что же касается музыки, тщательно отобранной из списков мировых классических шедевров и качественно, с душой сыгранной, то все прозвучавшее к сегодняшнему дню кажется альбомом живописных и виртуозных иллюстраций к портрету-биографии хозяина и автора фестиваля.
Шостакович убедительно проиллюстрировал его этический настрой и известную чувствительность к общественно значимой сюжетике. Дуэт с молодым пианистом А.Гиндиным памяти Д.Ойстраха рассказал о привязанностях и авторитетах. Баховский концерт для скрипки и гобоя с "Виртуозами" и гобоистом Алексеем Уткиным - приятный отпечаток фирменного стиля. Композиция про Генделя - выразительная зарисовка излюбленной манеры отношений Спивакова с публикой. "Ночь Просветленная" Шенберга - про Спивакова нынешнего, расширяющего круг своих пристрастий за счет сложного, насыщенного томлением идей и языка мира позднеромантической литературы. Трио "Вандерер" - словно эскиз с известного фестивального проекта Спивакова во французском Кольмаре.
Иные листы иллюстраций, как чтение новеллы Цвейга Табаковым, перемежаемое несколькими номерами из "Мессии" Генделя (из сорока восьми в оригинале оратории), были заметны общим тоном.
Другие из картинок хороши деталями. В оммаже Шостаковичу это были старательность, с которой РНО выигрывал песенные образы словно из раннего советского кино ("Джаз-сюита" # 2), и нежданно гипнотическая третья часть Пятой симфонии. В лишенной драматизма ойстраховской программе обратил на себя внимание спиваковский Франк, в печальной ровной глади которого было что-то почти декадентское. В шенберговской "Просветленной ночи" - звучание отдельных групп. К примеру, аристократическое - виолончелей.
Разглядывать по-европейски сбалансированную, тщательно выверенную интонационно и эмоционально игру трио "Вандерер" было особенно приятно. Не считая Гайдна, первого в программе, который как-то совсем не получился, может быть, от неприличного гула в зале и кошмарных аплодисментов между частями (натурально, встреча добродушных дикарей с цивилизацией), картинный и меланхолический Шоссон и нервный, тонкий Брамс звучали в высшей степени изысканно. В трио, которое делает математически отмеренный, ловко умеряющий все крайности баланс своей фирменной чертой, - неумеренно волшебный пианист Винсент Кок. Звучание его инструмента и его музыкальность так хороши, что слышно, как внутри приятного баланса трио каждую минуту живет, двигается, бродит нечто несбалансированно художественное.
Скорее всего начиная с сегодняшнего концерта жанровые очертания "альбомного" фестиваля заретушируются, чего, пожалуй, жаль. Во-первых, выразительный, очень оформленный жанр. Во-вторых, просматривание этого исполненного элегичности и даже меланхолии альбома - занятие уютное и тихое. Шаг фестиваля - мерный, концерты через день и тон программ - как воркование под абажуром - хорошо успокаивают и упорядочивают мысли.