ВИДЕОАРТ - искусство синтетическое. На пике расцвета - в начале 90-х - его путали со всеми его родственниками, важнейшим из которых является кино. Например, часто включали в программы авангардных кинофестивалей. Рижский "Арсенал" неизменно имел видеоартпрограмму, которую показывали по телевизору в галерее. Авангардные кинематографисты вроде "параллельщиков" называли свои кинотворения видеоартом. Среди студентов ВГИКа модно было тренироваться именно в этом жанре. Пришло время осознать его как особую практику.
У британцев все это давно уже в порядке вещей. "Черный ящик" - самое верное название для видеоартакции. Оно указывает на его природу: видеоарт - не кино, не изо и не жизнь в формате перформанса. Это синтетическая выжимка из всего - то, что уцелело от этих видов искусств после катастрофы их смешения, наложения, вообще использования. Важны не компоненты, а микс. Как в семплерной музыке примерно. В Европе видеоарт сейчас ассоциируется скорее с клубным видео. Виджей, создающий изобразительные миксы к тому, что играют электронные группы или диджеи, - двоюродный брат видеоартиста. У нас здесь, правда, клубный vj - птица пока редкая.
В TV-галерее два зала. В одном установлен телевизор, в другом - три. По ним одновременно транслируется видеоизображение: подробно зафиксированный - от начала до конца - жест. Деятели видеоарта часто используют в своих акциях готовые изображения (чтобы подчеркнуть ту самую специфику: мы, мол, вам не кинематографисты). Британцы не погнушались заснять изображение собственноручно. Собственно, эти видеокартины можно смотреть и по отдельности. Все равно с кино ничего общего. Девушка разговаривает по телефону. Героиня Хичкока распахивает глаза от ужаса. Мужчина устанавливает микрофон в зале. Рука трет другую руку, имитируя эротический акт в рамках одного тела.
Но переход руки от одного движения к другому (в рамках концепции этого видео - от прелюдий к сексу) занимает минут десять - за это время на другом экране девушка положит трубку, на третьем мужчина выйдет из зала, а на четвертом киногероиня сменит цвет лица на совсем уже мертвенный. Невеликие перемены - в режиме реального времени. Но если ходить из зала в зал и от экрана к экрану, то почувствуешь себя один на один с "черным ящиком" чужой жизни - чистой синтетикой - человеческой памятью madе in UK.