В 90-е годы Испания из здравницы зажиточных жителей Британии превратилась в настоящую "страну массового туризма". Последние пять лет прирост туризма здесь ежегодно зашкаливал за 7%, а местные СМИ не переставали твердить о настоящем "туристическом буме". Некоторое сокращение количества гостей констатировали только в этом году: за первое полугодие Испанию посетили 32,6 млн. человек, что на 2,6% меньше, чем в 2000 году.
Мадридский Прадо - далеко не последний номер в списке крупнейших музеев мира - в свете наметившегося спада туристической активности в последние годы стал объектом повышенного внимания туристического ведомства Испании. Из прозвучавших в правительственной резиденции заявлений следует, что по экономическим показателям Прадо сильно отстает от таких европейских музеев, как Лувр, Национальная галерея в Лондоне или петербургский Эрмитаж. При поддержке главы испанского правительства уже разработан проект, который должен позволить галерее сделать гигантский шаг вперед. На его реализацию уйдет немало денег: выделяемые музею государством средства должны практически утроиться, то есть вырасти начиная с 2002 года с 10 до 30 млн. долларов в год.
По сути дела, речь идет о создании целого музейного комплекса в центре испанской столицы. Автор этой идеи архитектор Рафаэль Монео предложил уже на первой стадии увеличить площадь музея на 16 тысяч квадратных метров, что само по себе обойдется в 40 млн. долларов. Расширение Прадо затронет также два соседних музея: имени Королевы Софии и Тиссена, что связано с перестройкой целой городской зоны. На все преобразования отпущено очень мало времени. К 2004 году правительство хочет видеть в музее Прадо 2 млн. посетителей, в 2005-м - 2,5 млн.
В прошлом году во главе проекта расширения Прадо решением испанского премьер-министра Хосе Ансара был поставлен Эдуардо Серра, бывший министр обороны, успевший зарекомендовать себя как опытный менеджер. Ему поручили создать новую "торговую марку" Прадо с тем, чтобы привлечь искомые правительством миллионы посетителей.
Первым шагом бывшего министра стало специальное маркетинговое исследование, проведенное Бостонской консультационной группой. Американские эксперты предложили руководителям проекта Прадо "взять в качестве модели Национальную галерею в Вашингтоне". Американская модель подразумевает частичную самоокупаемость музея, для чего полностью используется весь коммерческий потенциал нового комплекса. Для этого американцы предлагают создать условия для проведения здесь конференций, банкетов, коктейлей и приемов, "предусматривающих в обязательном порядке посещение главного музея". По их мнению, это позволит музею заработать первоначальный капитал, который затем позволит Прадо самому брать кредиты и делать новые приобретения.
Новая администрация уже увеличила бюджет и штат музея и продолжила разработку мер по увеличению его рентабельности. Недавно Хосе Аснар заявил, что "новый Прадо должен начать работать уже в первые месяцы 2004 года", то есть еще до очередных парламентских выборов в стране.
За время обсуждения у проекта расширения музея Прадо появилось немало противников: от консервативной академической элиты и дюжины ассоциаций и организаций "по защите исторического наследия" до политических противников самого правительства. Оппозиционная Социалистическая рабочая партия Испании уже обвинила Хосе Аснара в популизме. Сами даты осуществления проекта "указывают на то, что он связан с предвыборной кампанией по очередным выборам в кортесы" утверждают социалисты.
Мадрид