0
630
Газета Культура Интернет-версия

18.09.2001 00:00:00

Все, что движется

Тэги: танец, театр


В ВЫХОДНЫЕ дни любители движенческого искусства запросто могли разорваться на части. С одной стороны, им предлагали постановки "контемпорари данс" в рамках открывшегося Второго европейского фестиваля современного танца. С другой - зазывали в Большой театр на "Сильфиду", где солировал танцовщик из "Ковент-Гардена". Пропустить то или другое было исключительно жалко: в постоянном московском круговороте одних и тех же названий и давно известных исполнителей наметились иные возможности.

Труппа с названием "Галили данс" - типичное дитя от брака наблюдающегося в Европе вавилонского смешения культур со стремлением современного танца вобрать в себя все, что потенциально движется. Израильский хореограф Итцик Галили, создатель труппы "Батшева", ныне работает в Нидерландах, интегрирует в хореографии рэп с японским танцем, а англосаксонский оптимизм - с еврейской грустью. Спектаклей на сцене Театра имени Пушкина было три, вернее, два с половиной (к программе неожиданно добавили лабораторный отрывок из опуса "Ради всего святого", помеченного датой "2001 год" и грифом "неоконченная постановка"). Они называются "О чем я никому не сказал" и "Пьяный сад".

Внешне различий хватает. В первом балете - медитации на полу, Моцарт с Вивальди, но никаких банальных кринолинов под XVIII век, а набедренные повязки. Низко подвешенные лампы, излучающие локальный свет. Чтобы было таинственно. Во втором - разноцветные костюмы из поролона и акустический коллаж: в фонограмме мемекают, бебекают и бормочут. Танцовщики нюхают цветочки, выкрикивают слова на разных языках. И придушенное от усталости хоровое "о-ля-ля" на закуску.

Но сходства - то есть общих мест - еще больше. Для ироничного Галили человечество (в любую эпоху) - это племя на стадии, когда орудия труда еще каменные, а наскальные рисунки уже совершенны. Отсюда - танец не без ритуала, а ритуал - от смутных глюков и физического кайфа. Голова - не орган мышления, а такой же анатомический объект, как и другие части тела. Отсюда и тиражированный унисекс, и принципиальная неразличимость анонимных персонажей. Движения а-ля "подгулявший матрос" или "поддатый питекантроп". Балетная фигура или прямизна ног исполнителей не обязательна. Сутулость и акробатика - приветствуются. Танцовщики с сопением лягают воздух, хлопают ладонями по телу и азартно осваивают собственные руки-ноги, выворачивая их друг другу чуть ли не на 90 градусов. В припадках диалектики сменяют скоростные па рапидными интерлюдиями. Под лозунгами: "Можете почувствовать, что парите. А мир пусть проплывает мимо".

Балет-сказка "Сильфида", где в главной партии Джеймса выступил (и сегодня выступит еще раз) датчанин Йохан Кобборг, - совсем из другой оперы. Тут ирония неуместна, как смех на похоронах. Предполагается, что зритель впадет в катарсис, посмотрев (буквально или аллегорически) танцы про неудачную любовь крестьянина и Сильфиды - девы воздуха. Впрочем, на спектакле Кобборга про аллегории как-то не думалось. В принципе чревато мечтать о несбыточном. Но перед вами вполне конкретные танцы Йохана, славного во всем мире исполнительской филигранью в балетах Августа Бурнонвиля (классика датской и мировой хореографии XIX века), где стопы танцовщика должны быть похожи на быстрые уколы рапиры. И уж здесь - громадное балетоманское удовольствие. Лицезреть, как танцует-порхает датчанин - все равно, что современникам Паганини слушать его скрипку. В классическом балете, где кажущееся изящество исполнителей исходит из тяжелого физического труда, такой танец, где усилие, как и положено, совсем скрыто, - на практике редкость. На спектакле Кобборга можно ничего не понимать в балетной технике, но не почувствовать победную, свободную и при этом очень выверенную маэстрию - невозможно.

Кобборг до отъезда в Великобританию был премьером Датского Королевского балета. Так что не зря в Дании любовно, пушинка к пушинке, собирают и тщательно поддерживают в рабочем состоянии бурнонвилевское наследие. Не зря тамошние танцовщики сотни и тысячи раз тренируются в классе, доводя мелкие движения ног до алмазного блеска, и специально изучают старинную пантомиму. Кобборг не только великолепен в тысяче мелочей хореографии, но и качественно стилизует атмосферу древнего балета с его антикварным шотландским колоритом и нордическим романтизмом. Даже в той, позднейшей и частично вольной версии бурнонвилевской "Сильфиды", что идет в Большом театре (и не совсем совпадает с датским спектаклем). Правда, спектакль с Кобборгом усекли - из второго акта выбросили два отрывка. Почему исчезло адажио, понять можно: гастролер, незнакомый с габтовским балетом, просто не успел выучить хореографию. Но совсем уже непонятно, почему испарился пантомимный кусок "шотландцы ищут Джеймса в лесу", где не участвует главный герой?


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
459
Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Екатерина Трифонова

Иван Родин

Online-версия

0
520
Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Андрей Мельников

0
316
Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

0
400

Другие новости