НАЧИНАЯ с текущего театрального сезона, Большой театр решил присоединиться к мировой практике и проводит перманентный фестиваль приглашенных музыкальных знаменитостей. Сперва зазвали балетных звезд. Первой ласточкой выпало быть Хосе-Мануэлю Карреньо. Известно, что далеко не все заграничные премьеры рвутся выступить в Большом - то ли гонорары не те, то ли график расписан по другим местам. Но Карреньо, как и два других знаменитых танцовщика - о них речь пойдет в ближайшем будущем, - приехал аж на два спектакля. (Кстати, сегодня - второй.) Возможно, заманить Карреньо удалось потому, что с ним давно знаком нынешний худрук балета ГАБТа Борис Акимов: в бытность приглашенным педагогом он работал с Хосе в Великобритании.
Шоколадный кубинец родился в семье балетных артистов, учился классическому танцу на Кубе, но давно уехал с родного острова. Сделал карьеру в Европе и США, четыре года работал в Ковент-Гардене, а ныне он - премьер Американского театра балета. Много выступает по миру, давая до 120 спектаклей в год, благо его особый контакт это позволяет: из 20 солистов АВТ лишь Хулио Бокка, Владимир Малахов и Карреньо могут регулярно выезжать в другие театры в качестве "приглашенного гостя". В Москве гастролеру предложили Базиля в "Дон Кихоте": испанская кровь Карреньо дает о себе знать в любви танцовщика к роли барселонского цирюльника. До Москвы Хосе перетанцевал много разных версий "Кихота": и барышниковскую, и нуреевскую, и Алисии Алонсо.
Чем, собственно, знаменит Карреньо? Тем, что очень хорошо умеет делать спортивные трюки, ради которых публика, как правило, и ходит в балет. Недаром танцовщик получил золото на двух международных конкурсах в Нью-Йорке и Джексоне. Если Хосе вращается - то как вечный двигатель в виде штопора. Если прыгает - то с двумя, а то и с тремя поворотами в воздухе. И с кошачьей грацией, свойственной всем танцующим кубинцам. На пресс-конференции журналистам поведали, что и московских профи гость покорил: на ежедневных утренних классах Карреньо (что бывает редко) срывал аплодисменты коллег. А вот на вопрос, что же такое кубинская школа танца, он отвечал туманно: мол, тут главное "энергетика" и "настроение".
После ужасных событий в Нью-Йорке вполне естественно было предположить, что ни первого, ни второго в московском танце Карреньо не будет. По сведениям из ГАБТа, настроение танцовщика перед балетной комедией "Дон Кихот" было близко в траурному. Так что пенять на явленные минусы его танца невозможно. Карреньо и так выполнил обязательную программу гастрольного "чеса" международной звезды: улыбался в тридцать три зуба, был профессионально внимателен к партнерше (Марии Александровой) - и вообще во всем корректен (чуть было не написала - политкорректен). И в расстроенных чувствах он танцевал собраннее, чем вся труппа ГАБТа, вместе взятая. Но Карреньо на сцене отрабатывал, а труппа - старалась. И московская исполнительская "размазня", которой наши критики часто недовольны, взыскуя западной четкости, на этот раз показалась вкуснее, чем дистиллированная техника американца.