Лицо галереи Марата Гельмана - радикальные и провинциальные художники. Фестиваль "Неофициальная Москва" 2 года назад объединил их под лейблом "маргиналы". Теперь любой проект Гельмана непременно распространяется на освоенные им за время фестиваля Петербург, Екатеринбург, Ижевск и далее. Еще лучше, если при этом в нем участвуют художники этих городов. Идеально, если при этом они являют публике нечто радикальное.
На сей раз все три условия совпали. Проект "Агитация за искусство" - это выставка плакатов в жанре социальной рекламы. Еще сам этот жанр не устоялся в сознании российских граждан, а у Гельмана уже с ним шутки шутят. Призывают художников объединиться в агитации не за экологию и здоровый образ жизни, а за искусство.
Екатеринбургские кураторы проекта собрали 130 добровольцев со всей страны и развесили по родному городу (а затем по Ижевску и Петербургу) образчики их агитации и пропаганды. Запоминающихся немного. Автопортреты художника с подписями "Художника должны знать в лицо" и "Внимание: розыск". Ящики с "искусством", один снабжен надписью "Не кантовать", другой - "Не продается". Из окна автомобиля читается не иначе как "Над чем смеетесь?"
Москва стала единственным из городов, охваченных акцией, где все это искусство на улицах вывешено не будет. Кажется, попросту не рискнули. На фоне утилитарно коммерческого городского дизайна Москвы, в котором даже социальная реклама теряется, несостоятельность "Агитации за искусство" особенно очевидна. Прикоснуться к искусству агитации от "Новых Тупых", "Художественной воли", митьков и прочих "культурных героев" можно в галерее Гельмана. Самое подходящее время и место, чтобы понять: не за все маргинальное следует агитировать.
Проект "Расскажи Чайковскому новости" связан с "Неофициальной Москвой" не меньше, чем галерея Гельмана: он возник во время этого фестиваля. В 1999 году об отечественной электронной музыке знали только сами электронные музыканты, да еще критик Артемий Троицкий с промоутером Андреем Борисовым - главой звукозаписывающей компании, которую он назвал согласно требованиям времени музыкального просвещения - "Экзотика". С начала девяностых Троицкий с Борисовым ездили по стране и однажды даже протащили в эфир "Программы А" клип на песню электронной группы из Ижевска "Стук бамбука в 11 часов". Музыканты об этом до сих пор вспоминают как о чуде. "Представляешь: среди постперестроечного рока вдруг под электронное бульканье девушка поет по-французски песню "Лошадь моей жизни" - "La chevale de ma vie"! - рассказывает Вадим Сесюнин, музыкант группы "Бурундук-квартет", тоже родом из Ижевска.
Для участия в "Неофициальной Москве" Андрей Борисов собрал всех известных ему представителей российского электро и назвал свою акцию строчкой из песни Чака Берри. Стал учить журналистов выговаривать имена, вроде Нуклеар Лось, соотносить их с городами, вроде Новосибирска, и внимать неуютной музыке со сцены, загроможденной непонятными коробками. То, что эти коробки и названия стали ассоциироваться с индивидуальными музыкальными стилями конкретных электронных групп, - во многом следствие работы лейбла "Экзотика". До этого даже московские ветераны электро, вроде "Видов рыб", выпустивших уже не один альбом, были в диковинку.
По окончании фестиваля вышел первый CD "Расскажи Чайковскому новости", где было каждой твари (Лосей, Бурундуков, Ряб, Рыб) по паре. На нем - хиты. На остальных следующих - образовательная программа. На втором и третьем в центре ижевские группы: "Бурундук квартет", Krivitsky, Soda, "Ряба-Мутант", "Ан-2". На четвертом - калининградские: "Бигуди", Hi End Band, "Лос-Чикатилос". Концертом последних трех на днях завершился цикл "времен года" от "Экзотики". Теперь можно оценить плоды этого электропросвещения.
Столичные первопроходцы электро и провинциальные дебютанты сейчас в моде. Композициями "Бурундук квартета" и Krivitsky озвучивают свой видеоряд популярные телепрограммы, у обеих групп скоро выйдет по второму альбому. "Ан-2" и "Рябе-Мутанту" популярные исполнители, вроде Чичериной, заказывают ремиксы. "Лос-Чикатилос" известны массам по выступлению с Найком Борзовым на его мартовском концерте в Горбушке. (Кстати, первый случай, когда на ее сцене оказалась не рок-группа.)
Этот резонанс уже близок к тому, какой имеют электронные музыканты в Европе. Судьба электронных групп - быть явлением не популярным, но модным: модно иметь саундтрек от хорошей электронной группы, модно иметь от нее ремикс, модно водить девушек на ее концерты, модно озвучивать ею вечеринки. Правда, европейским электронным музыкантам удается зарабатывать своей музыкой, здесь пока такие случаи - исключение. Но уже есть мощные пропагандисты электро. Клуб "16 тонн" привозит западные электронные группы (уже выступили "Лайка", "Стереолаб", "Пиццикато файв" и "Резидентс"). Фирма Олега Нестерова "Снегири-Легкие" отбирает из электро то, что называется стилем "лаундж" или "изи листенинг" - легкую музыку для вечеринок.
"Экзотика" не по части популяризации. Она намерена только расширять рамки просветительской программы. Следующие ее релизы - сборники электро, более радикальные по звучанию, чем те, что входили в "РЧН". А также альбомы "Пьезо", "Лос-Чикатилос" и Soda. Все они играют музыку куда более трудную и тяжелую, чем выпущенные в 2000 году Борисовым "Бурундук квартет" и Krivitsky, закономерно перешедшие в этом году на лейбл "Легкие". Любимцы Найка Борзова, например, на презентационном концерте сыграли ювелирный образец тяжелого электро (бывают такие безделушки, из металла и неотшлифованных минералов) - композицию из сложносочиненных шумов под стук колес железнодорожного состава. Пока за подобное искусство нужно агитировать, миссия "Экзотики" не выполнена.