В МОСКОВСКОМ центре искусств посягнули на великий и могучий "Черный квадрат". Взломщик "гениального ничто" - Эдуард Гороховский, знаменитый художник-шестидесятник. На Неглинке открылась его выставка "Квадрат, опять квадрат".
95 квадратов. 95 вздохов и ахов. Как так? Гороховский - успешный художник, и вдруг - поставленные на поток коллажи. Смело и как снег на голову. Правда, идеальный прямоугольник возник в биографии мастера задолго до осознания истинного потенциала этой геометрической константы: первые "квадраты" датированы 1976-1978 годами. Но только сейчас художник дал волю фантазии по-настоящему: квадрат у него вращается по кругу ("Вращение квадрата"), приобретает цвет ("От черного к цветному"), составляется из любимых мастером антикварных фотографий ("Семейный альбом"), заключает в себе геометрические фигуры, кляксы, символы (циклы "Белый квадрат" и "Черный квадрат")... Эксперимент удался на славу. Усмешка ли это в сторону супрематической святыни?
Черный на белом, не идеально ровный (один из углов больше 90 градусов) "Квадрат" Малевича - просто гениальное фото пустоты. Она - абсолют, ничто. Но нельзя забывать, что ничто - это одновременно и все. Легкое колебание в сторону от константы - новая форма. То, что сделал Гороховский, не "бес в ребро", не вычурный стеб. Он просто взял это самое "все" и выделил, "достал" из него кусочки реальности. Не все, а только те, что понравились. "Из бездонного колодца большого произведения можно черпать бесконечно. Ведь мы перечитываем любимую книгу, идем на знакомый спектакль", - говорит художник. "Его величество ничто", впрочем, существует и отдельно от картины Малевича. На выставке Гороховский в центре нескольких квадратов (цикл "Семейный архив К.М.") помещает письма, записки как бы самого великого супрематиста. Получается, даже Малевича можно разглядеть в этом самом квадрате! Надо только уметь видеть. Импровизаций может быть бесконечно много. Каждый, как известно, мыслит в меру своей испорченности.