НЕ МЕНЬШЕ пяти сотен журналистов (из более чем 2000 аккредитованных) набились слушать ее в конференц-зал. Ни Дензел Вашингтон, ни даже Мартин Скорсезе и вполовину не были в Венеции так популярны, как молодая разведенка.
САМАЯ ПОПУЛЯРНАЯ ЗВЕЗДА: Николь Кидман
Стивен Спилберг не приехал. Он проигнорировал европейскую премьеру своего "Искуственного интеллекта". У него - семейный праздник: Спилберг отмечает бар-мицву собственного сына (то есть вхождение его во взрослый возраст по иудейской традиции). Сын, конечно, важнее, чем Европа.
Вуди Аллен и не собирался приезжать. "Я видел однажды Вуди на фестивале, - сказал обозревателю "НГ" бельгийский коллега Аллена, - это было лет 30 назад, когда он был молодым режиссером. А с тех пор┘" Так что Аллена замещали Хелен Хант и другие участники его команды, работавшей над фильмом "The Curse of the Jade Scorpion".
Берлускони - и тот не появился. Даже итальянский министр культуры пока не порадовал своим вниманием 58-й международный кинофестиваль. Что уж говорить о других┘
САМАЯ НЕЗАМЕТНАЯ ЗВЕЗДА: Ума Турман
Ее никто не видел, никто не слышал и никто не заметил. О том, что она была в Венеции, стало известно только после того, как она уехала. До сих пор остается сомнение в том, была ли она взаправду в Венеции.
Турман великолепна в фильме "Кассета" молодого (родился в 1960-м) Ричарда Линклейтера, показанном вне конкурса. Это психологическая драма. Малобюджетная, что делает ее не хуже, а лучше (вот редкость). Потому что ничто не отвлекает от главного - душевной борьбы героев друг с другом и с самими собою. Только необходимый минимум: три актера, спальня, ванная, пара кроватей и диктофон. События идут в режиме реального времени. Главная роль - у диктофона. Сюжет сначала скучен (а кому, скажите, интересно выслушивать мутный треп и задиристые подначки двух старых друзей на протяжении более чем ...дцати минут?). Но потом - резкий сюжетный поворот: Вин, юный сценарист, записывал признания своего друга на диктофон. А Джон уже признался, что изнасиловал бывшую подругу в школе. И тут подруга стучится в дверь┘ Через десяток лет┘
Есть у киношников такая профболезнь. И режиссерам, и сценаристам нравится играть с людьми, как будто все вокруг - их персонажи. Это ведет к тому, что жизнь рядом с ними рушится, потому что людям не нравится быть персонажами. Линклейтер заботливо портретирует эту болезнь. Ведь оба друга - киношники. Вин (Этан Хоук) более чем доволен - он шантажирует. Джон (Роберт Шин Леонард) в панике - его карьера под угрозой: он только-только сделал первый фильм. И тут вступает Эми - с ней не так легко. Ума Турман переиграет кого угодно┘
"Догма" - это звучит как шутка для меня", - сказал Линклейтер. Но фильм можно назвать более "догматичным", чем фильмы фон Триера. Камера гуляет взад-вперед, следит за персонажами, и вместо монтажного стыка (голова, потом без перехода другая голова, и сразу же понятно, что люди беседуют) оператор на обмене репликами просто мотает камерой - от одной головы - к другой, так что это резкое движение камеры уничтожает одну из фундаментальных условностей кино - условность, по которой мы верим монтажу. По стилю фильм прям, как откровенны сами признания героев.
"Ты не насиловал меня!" - кричит Эми. "Я сделал это!" - уверяет Джон. Диалоги в этом фильме - возможно, лучшие во всей карьере Турман. Этан Хоук и Роб Шин Леонард выглядят подыгрывающим составом с того момента, как Ума Турман входит в силу. Главное - переглядки героев. Быстрые обмены взглядов-укусов, которые блестяще ловит камера, создают сильное психическое напряжение.
На показах фильма в Венеции Ума Турман не появлялась.
СВЕТСКОЕ СОБЫТИЕ # 1: "Кино против СПИДа, Венеция". Благотворительный ужин АМФАР (Американский фонд исследования СПИДа).
Лиз Тейлор - одна из главных активисток борьбы со СПИДом. Она прибыла в Венецию только для того, чтобы собрать деньги на программу спасения молодежи от иммунодефицита. "Им не нравится пользоваться презервативами, потому что с презервативом нет таких хороших ощущений. Но смерть - гораздо более плохое ощущение", - сказала Элизабет Тейлор немногим, тщательно отобранным журналистам, которые были допущены на краткую встречу со звездой перед приемом.
Клаудия Шиффер потрясла гостей бриллиантовым ожерельем. Николь Кидман, Чарлиз Терон и Фионнула Фланеген терялись на фоне двух светских львиц: Лиз Тейлор и Клаудии Шиффер. На острове Сан Джорджо Маджоре в Фонде Джорджо Чини собрались тем вечером сливки итальянского высшего общества с фамилиями длиной в строку и родословными длиной в страницы (например, графиня Арривабене Веленти Гонзага). А вместе с ними - избранные кинематографисты (к примеру, Алехандро Аменабар, режиссер "Других") и спонсоры. Главным спонсором события была марка Булгари (сам Паоло Булгари, конечно, присутствовал на вечере).
НАРОДНЫЙ ПРАЗДНИК # 1: Регата
Главное в Венеции - не фестиваль. То есть, конечно, для многочисленных профи со всего света именно кино - то, что важно и интересно. Венецианцы плевать хотели на фестиваль. Для них главным событием сентября стала Регата.
Тысячи людей заполонили набережные Большого канала. Красная гондола со скрипачом внутри и гондола с бумажным Пегасом наверху и огромным игрушечным сачком для ловли рыбы, которым размахивал белый клоун. Гондола в виде египетской лодки с носом, загнутым, подобно лотосу, и гондола с юным барабанщиком на носу. Гондолы самых разных видов, типов и размеров плыли от площади Святого Марка к Каннареджо и обратно. Венецианцы занимали места заранее: вдоль набережных Большого канала сплошняком покачивались лодки, переполненные людьми. Они хлопали, свистели и дудели в дудки, а также кричали своим друзьям и просто незнакомцам, проплывавшим мимо. Флаги Святого Марка (это флаг Венеции) и полотнища Итальянской Республики, желтый и даже черный стяги вились над лодками. Громадные гондолы плыли в конце - "Читта ди Каорле" с 24 гребцами, фигурой ангела над носом и деревянными дельфинами, резвящимися сзади. И почти что "бучентавр" (корабль дожей) - с оркестром и собранием венецианских патрициев в бархатных мантиях и шапках. Лев, ангелы и даже богиня Фортуна - каких только резных фигур не было на этих нарядных лодках. Вот настоящий праздник, который отмечали все венецианцы. Рядом с ним любое фестивальное событие терялось. А популярности гондол и гондольеров в день исторической Регаты могла бы позавидовать любая заезжая звезда.
Венеция