0
1132
Газета Культура Интернет-версия

06.09.2001 00:00:00

Искусство промокации, или день учителя

Тэги: рr, агент, реклама


ОДИН модельер, решивший недавно заняться своей карьерой, спросил меня, сколько денег нужно на раскрутку в прессе. "Столько, чтобы оплачивать работу хорошего PR-менеджера", - сказала я, не задумываясь. "Всего-то? - не поверил модельер. - Но еще ведь за публикации изданиям платить надо?" Пришлось объяснять, что информационный повод давно уже стал товаром сам по себе. Журналисты на нем зарабатывают и привыкли уже реагировать не только на реальные культурные события вроде вышедшей книги, открывшейся выставки или показанной коллекции. Как повод к материалу в полосу "Культура" (а не в рубрику "Светская жизнь") годятся и не связанные напрямую с художественной деятельностью акции: дни рождения артистов, их свадьбы, разводы, новые хобби и квартиры, отпуска и возвращения из них, начало работы над проектами и сам ее процесс. Так что платить выгоднее не конкретным авторам, а своему агенту, поставляющему сырье для текстов сразу во все возможные СМИ.

Я сама однажды едва не устроилась в пресс-агентство, неплохо зарабатывающее на артистах производством новостей об их жизни. Помешало то, что хозяева делились с сотрудниками довольно скупо - а работа предполагала стахановское, с 10 до 19, изобретение информационных поводов. Поэтому, наверное, частные пиар-агенты у нас распространены больше.

В частности, события, лидирующие на "культурных" полосах газет в последние дней 10,- полностью их рук дело. Художественный аукцион партии "Союз правых сил", съемки нового фильма Александра Атанесяна "Летний дождь" и день рождения режиссера Алексея Учителя. Ни то, ни другое, ни третье не являло новых произведений, зато представляло фигуры их потенциальных производителей.

Аукцион, проведенный СПС, - самое бесхитростное из этих мероприятий. Два года назад партия устраивала фестивали непричесанной культуры -"Неофициальная Москва" и "Неофициальная столица". События были подлинными (доселе такого глобального смотра этого пласта культуры не предпринималось), но желаемого промоушна СПС не получил: культурные герои создали ему слишком маргинальный образ. Нынче СПС действует от противного. Продажа с молотка продуктов официальной культуры вроде картин Бориса Мессерера усилий не требует, зато эффективна донельзя. Уже наутро после аукциона партия просыпается с репутацией: пресса в любом случае донесет до публики, что на мероприятии СПС присутствовала Белла Ахмадулина.

Приглашать журналистов на съемки картины - практика вроде бы тоже незатейливая. Но в случае Александра Атанесяна она стала заявлением о том, что известный продюсер взялся за режиссерскую карьеру всерьез. Ведь после выхода "Летнего дождя" об этом заявлять может быть поздно. Так, например, режиссерский дебют Атанесяна - крепкое кино про бандитов под названием "24 часа" - так и восприняли: неплохо, неплохо - даже лучше, чем когда Джонни Депп снимать пытается. Но теперь в многочисленных интервью сказано о том, что Атанесян - ученик Параджанова и не снимал прежде только потому, что "мог не снимать". Это значит, что на "Летний дождь" пойдут не как на "очередное кино про бандитов", а как на фильм, заранее объявленный культурным событием. Что бы там у Атанесяна ни получилось.

Ударнее всех поработал пиар Алексея Учителя - режиссера приятных фильмов "Рок", "Мания Жизели" и "Дневник его жены". Накануне его юбилея я проснулась по телефонному звонку. "Велели передать, что Алексей Учитель ждет тебя через полчаса в "Ролане", - сурово сообщили из редакции. Точно помню, что об интервью я с ним не договаривалась, на звонки его пиар-директора реагировала отрицательно, понимая, что спросить в данный момент мне у Учителя нечего. Но пиар продолжала звонить в редакцию с регулярностью раз в два часа, сообщая, что Учитель едет, задерживается и, наконец, приехал и ждет. Впрочем, и без моего участия на следующий день она имела возможность преподнести режиссеру пышный букет интервью. О чем? Да ни о чем. Что называется, портретных. О творческих планах.

Собственно же день рождения был устроен по максимально действенной модели: в загородном клубе "Дача" гостей развлекали показом мод от Елены Супрун, фрагментами фильмов Учителя и их участниками - этаким хэппенингом на основе системы знаков имени Алексея Учителя. Я бы выдвинула кандидатуру этого пиар-менеджера на премию в номинации "Лучший куратор пиар-акции": настала пора признать искусство пиара специальным акционным жанром.

Законы жанра таковы. Пиар-программа минимум - впарить "событие" журналистам в рассылке, еще вернее - позвать их на тусовку в модном месте, а максимум описан выше - сопроводить тусовку культурной программой с участием продвигаемого деятеля. Та пресса, что к деятелю неравнодушна, с радостью использует любой предлог, чтобы с ним познакомиться, потусоваться и написать текст с чувством, а не как всегда. Равнодушная же подлежит убеждению банкетом, скидками, обаянием, в конце концов.

Те, кому обаяния не занимать, могут вообще не осуществлять свои проекты, а ограничиваться заявлением о намерениях. Самый очевидный пример - творческий коллектив фильма "Даун-хаус" во главе с Иваном Охлобыстиным, Федором Бондарчуком и Романом Качановым. Насколько анонсы этого проекта были благожелательны, настолько рецензии оказались убийственны. Хотя тут для бурного пиара имелись все основания: проект был действительно забавно придуман. По большому счету авторам на этом стоило и остановиться: зачем еще пленку переводить, актеров мучить? Но у кинематографистов так не принято.

А что принято? В кино вообще лучше, чем где-либо, отлажен такой механизм: продюсеры затевают фильм, чтобы денег нажить, звезду соблазнить и в светскую хронику попасть, режиссеры снимают его через не хочу, из самоутверждения, а журналисты превозносят съемочную группу, потому что нет лучше собутыльников, чем амбициозные богемные разгильдяи. Единственный человек, делающий свое дело в этой цепочке, - пиар. Ему такой результат, когда промоушн круче конечного продукта, - бальзам на душу. Неудивительно, что качественных пиаров больше, чем артистов. Впрочем, сказать, что жест современного пиаровца сравним с жестом Марселя Дюшана, просто тыкнувшего в писсуар и заставившего нас поверить, что это искусство, - трудно. Сколько ни тычь в Учителя, на писсуар он все равно не похож.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Как готовят инженерный спецназ

Как готовят инженерный спецназ

Владимир Полканов

Для достижения технологического лидерства нужны специалисты нового поколения

0
2350
Внимание на экран! Как цифровые технологии помогают будущим врачам

Внимание на экран! Как цифровые технологии помогают будущим врачам

Владимир Полканов

Нижегородские студенты принимают участие в разработке медицинских приложений

0
1777
В Дании будут досматривать танкеры теневого флота

В Дании будут досматривать танкеры теневого флота

Юрий Паниев

НАТО пытается блокировать Россию на Балтике, считают в Москве

0
1897
Москва нащупала опору в соседях Сирии

Москва нащупала опору в соседях Сирии

Игорь Субботин

Иракский премьер планирует посетить РФ

0
2309

Другие новости