КТО НЕ любит призов? Все любят - даже те, кто в силу возраста и славы, казалось бы, уже может плевать на все награды мира. В субботу на Венецианском кинофестивале наградили двух ветеранов.
Первооткрывателем наградного сезона стал Маноэль де Оливейра - самый старый из гостей фестиваля. Он получил "Премию Брессона", названную так в честь знаменитого французского режиссера. Итальянские (тем более иностранные) пишущие журналисты фактически проигнорировали это событие.
Оливейра родился в Опорто в 1908 году и в 1929 году начал снимать свой первый документальный фильм - "Доуро" (Douro, faina fluvial). Правительство Салазара не раз бойкотировало его проекты. Но сегодня Оливейра - классик португальского кино, а само оно занимает важное место на фестивале. В 1985 году Оливейра уже был награжден "Золотым львом за карьеру" в Венеции, а в 1991 году там же он получил Гран-при жюри за "Божественную комедию" (A divina Comedia). Но Оливейра все еще продолжает снимать, и уже за одно это достоин высоких наград. Его новый фильм "Опорто моего детства" (Португалия/Франция, 2001, Porto da minha infancia) посвящен той же теме, что и первый - городу детства. Последние кадры его нового фильма повторяют в цвете первые кадры его фильма "Доуро", законченного 70 лет назад.
"Католическим неореализмом" назвал президент португальского киноинститута творчество де Оливейры. Причиной невнимания журналистов к такому достойному старику была, вероятно, религиозная окраска события, что отталкивает либеральную итальянскую прессу. Практически "Премия Брессона" существует под патронажем Святого Престола. Много говорили о "новом гуманизме" и "международном католическом кино", тут же рекламировали фестиваль "Третье тысячелетие", который пройдет в конце сентября в Картахене (Колумбия) под лозунгом "кино как инструмент культурного и мирного диалога между людьми". Жюри фестиваля возглавит Габриэль Гарсия Маркес. А сам фестиваль организован папским минкультом.
Премию вручал Джон Пи Фоули (John P. Foley), министр Ватикана по социальным связям. На входе всем пришедшим раздавали книгу "Иоанн Павел II и кинематограф". На задней обложке книги - знаменитый комик Альберто Сорди, который, улыбаясь, склоняется к святейшей ручке. Эффект этой фотографии┘ представьте себе фото Юрия Никулина, который со своей знаменитой улыбкой прикладывается к руке патриарха Алексия.
Вечером того же дня награждали Альберто Сорди. Он получил "Премию Бьянчи" от Национального союза итальянских киножурналистов. Хотя Сорди лет на 15 моложе Оливейры и сам давно уже не мальчик, но тем не менее заразительно смеялся и радовал всех присутствующих. Несмотря на возраст лауреата, на этой церемонии президент биеннале Паоло Баратта ласково называл его "Альбертоне". Зал веселился вовсю.
Смех начал переходить в недоумение, когда выяснилось, что где-то потеряли две бобины с лентой "Интеллигентные каникулы". Эта нехитрая старая итальянская комедия (в главной роли, конечно, лауреат) была показана залу не сразу - сначала ее начали крутить с середины, потом полчаса искали потерянные кассеты, потом запустили без звука. Все это время Сорди упрашивали рассказать какой-нибудь эпизод из его жизни, но он упорно отказывался. Так что вручение "Премии Бьянчи" Альберто Сорди само по себе могло бы послужить сюжетом небольшого юмористического эпизода. Кажется, более чем 80-летний комедиант самой судьбой назначен порождать смешное вокруг себя.
О переводчиках в Венеции начинают думать лишь тогда, когда подступает крайний случай. Так, на "Премии Брессона" выяснилось, что некому перевести португальского министра культуры - в конце концов переводчица Оливейры взялась и за министра. Впрочем, на русский вкус португальский - тот же итальянский, но с кашей во рту.
После Венецианского кинофестиваля на Московский начинаешь молиться. Безалаберных московских организаторов нужно возить в Италию, чтобы они учились тамошней многовековой беззаботности. Отсутствие английского перевода и даже англоязычных пресс-релизов на этих двух церемониях могло бы показаться знаком невнимания к английскому языку и иностранным журналистам, если бы на вручении "Премии Бьянчи" не отсутствовали любые пресс-релизы на любом языке. Так что темная сторона итальянского гения - это лень.
В пятницу, 7 сентября, Эрик Ромер получит свою почетную премию. Еще один ветеран (он родился в Нанси в 1920 году) будет награжден за свои многолетние труды. Режиссер "Знака льва" снова получит "Золотого льва" (Le signe de Lion, 1959 - первый художественный фильм Ромера). Но на сей раз - "за карьеру" (в прошлый раз Эрик Ромер получал "Золотого льва" за свой фильм "Le rayon vert" в 1985 году). Сегодня Эрик Ромер впервые покажет Венеции свой новый фильм "Англичанка и герцог" (L"anglaise et le duc, Франция, 2001). Сюжет историчен: Филипп "Эгалите", герцог Орлеанский и борец за свободу, вступает в связь с юной шотландской аристократкой. А на дворе - Французская революция. Эрик Ромер станет первым из тех, кому суждено получить одну из главных наград 58-го Венецианского кинофестиваля.
Венеция