В Госкино отмечали День российского кинематографа. 27 августа 1919 года Ленин подписал декрет о переходе кино в ведение Наркомпроса. В последние годы об этой дате не часто вспоминали. В первом году нового века поводом для праздника стал бюджетный рост. На пресс-конференции представители службы кинематографии Министерства культуры РФ комментировали увеличение бюджета: в следующем году он составит более миллиарда рублей, что вдвое больше, чем в этом. Кинематографисты, правда, считают, что радоваться нечему: поводом к такому шагу было снятие налоговых льгот для частных фирм, финансирующих кино. Значит, халявы не будет.
В честь праздника показали новый фильм Георгия Шенгелии. Ничего хорошего от картины - снятой, кстати, не без поддержки государственной службы кинематографии - не ждали. Но еще в самом начале "Мусорщика" становится понятно: произошла ошибка. Сценарий картины сделан Юрием Коротковым из повести Ивана Охлобыстина, и "Мусорщик" - пожалуй, лучший из фильмов, к которым последний имеет отношение.
Режиссер Шенгелия несколько лет назад снял "черный" детектив "Классик" с Алексеем Гуськовым в главной роли. В "Мусорщике" Гуськов опять играет "черную лошадку". История рассказывается так, как она происходит с точки зрения героини фильма, которая приезжает в провинциальный город, натыкается на местную достопримечательность - мусорщика и о цели приезда до самого финала не вспоминает. Ее играет модель Олеся Судзиловская. Роль у нее тоже "модельная" - демонстрировать крашеную прическу, менять столичные наряды и придуманные имена, вставать в рекламные позы и прочий пафос нагонять. И она с ней справляется.
Ивану Охлобыстину и в криминальной истории интереснее всего личные истории героев. Так что весь саспенс строится не на криминальном "задании", а на сближении героев, играющих в такую игру, когда один рассказывает историю другого: сначала детство, потом юность, и так вплоть до настоящего и будущего. По ходу дела мусорщик знакомит приезжую со своими друзьями, и выясняется, что он мачо, интеллектуал, влиятельнейший человек города. Его-то и поручено найти девушке. Ни любви, ни криминалу в итоге сбыться не удается. Саспенс лопается, как мыльный пузырь, когда оба героя узнают друг про друга правду.
Казалось бы, Шенгелию с Охлобыстиным "в одну упряжку впрячь не можно". После "ДМБ" и "Даун-хауса" увидеть серьезную жанровую вещь от Охлобыстина по меньшей мере неожиданно. "Мусорщик" - очередной пример того, что удачные картины не обязательно делаются "одной большой компанией" (как делали Охлобыстин с Романом Качановым или Гариком Сукачевым). Залог успеха - не в человеческом взаимопонимании, а всего-навсего в профессиональной состоятельности писателя и режиссера.