0
1115
Газета Культура Интернет-версия

21.08.2001 00:00:00

Садовый джаз

Тэги: фестиваль, джаз, москва


УСТРОИТЕЛИ "садового" джаз-фестиваля в Москве удачно вспомнили, что в старые времена это была развлекательная музыка. И три года назад усилиями Михаила Грина и Алекса Ростоцкого родился Международный "Джаз в саду "Эрмитаж". Его подхватил затем Московский джаз-ангажемент Юрия Саульского. Так что четвертый фестиваль - с танцверандой, реками пива, зеленой травой для возлежаний, белыми стульями для сидения и даже порой неплохой музыкой - занял три погожих августовских дня. Музыкальный уровень важен, но не является главным. Ведь есть еще тусовка, джазовые разговоры, встречи, возможность потанцевать. Сад - не зал, мест хватает всем. Хотя почему-то в первый день билеты кончились. Это аншлаг, но как могут кончиться билеты на траву?!

Музыкальных открытий никто не ждал. Их и не было. Явный консерватизм фестивальной программы был нарушен лишь "Джаз-Бас Театром" басиста Алекса Ростоцкого, который привлек к участию в концерте своего старого знакомца из Лос-Анджелеса пианиста Марка Мэссе. Марк известен по выступлениям с Фредди Хаббардом, Стефаном Граппелли, но еще больше с суперскрипачом из Индии доктором Лакшминараяной Субраманиамом. В 1988 г. Марк и Алекс были участниками совместной записи с индийским виртуозом в Москве. И теперь их новая встреча дала общее направление ансамблю - ориентальное, которое остается модным в мире вот уже лет 40. Любопытно, что интересным выступление сделали как раз другие участники этого состава - трубач Юрий Парфенов, ударник Дмитрий Севастьянов и саксофонист Иван Волков. Иван поразил мастерским использованием скрытых тембров бас-кларнета.

Новое качество показал Алексей Круглов - "Надежда года" по версии ассоциации джазовых журналистов. Отказавшись на этот раз от немузыкальных трюков, он представил авторскую программу в духе Джона Колтрейна-Эрика Долфи. И не важно, что имя Колтрейна далеко не всем знакомо. Уровень гениальности определяется другим.

До сих пор поражает склонность многих любителей джаза радоваться угаданному шагу музыкантов, будто это игра в лото, а вовсе не постижение неизвестного в искусстве. Как раз на это работает индустрия подготовки джазменов. Именно в этом направлении действовали ансамбль "Зеленая волна" профессора Академии Гнесиных Александра Осейчука, секстет молодого трубача Виталия Головнева с именитым гостем Игорем Бутманом, агрессивный молодежный состав "Пернатый змей" Дениса Швытова и Дмитрия Мосьпана. Все они хорошо подготовлены, знают современный джаз, делают добротные аранжировки, имеют опыт и вполне, каждый на своем уровне, могли бы войти в многочисленную армию американских джазменов. Но слушая их, задаешься вопросом - каков же сухой остаток после концерта?.. И это при том, что "Зеленая волна" предложила мощную энергетику на материале Хораса Сильвера, "Змей" на поверку оказался "драконом", а темп музыки Сильвера-Осейчука был так высок, что резко захотелось услышать балладу. К чести опытного лидера надо заметить, что она прозвучала. Разумеется, был отмечен уровень игры трубача Виталия Головнева, появление нового солиста-тромбониста Алексея Секацкого (известного по биг-бэнду Игоря Бутмана) при резком дефиците в сфере джазового тромбона. И все же┘

Можно было ожидать музыкальной перчинки от московского проекта "Маримба-плюс" и от бразильско-норвежского квинтета Селиу де Карвалью. Оба состава работают на границе джаза и других видов музыки. Именно там, на границах идет постоянный поиск. Но музыка "Маримбы" оказалась не синтезом ингредиентов, а, скорее, компромиссом составляющих. Что касается квинтета, то подобные интернациональные составы тиражируются в последнее время в Европе, и ожидать качества от всех, видимо, наивно. Хороший бразильский перкуссионист с помощью норвежских музыкантов представил микс из скандинавского фолка, бразильской самбы, добавил фоново-танцевальной атмосферы и получил незамысловатый "садово-эрмитажный вариант". Точно почувствовал человек, куда едет. Недаром преподает в копенгагенской Академии музыки вместе с нашим Михаилом Альпериным. Вокалистка этого ансамбля Венче Гаусдаль не поразила воображение. Тем более что в фестивале приняла участие и еще одна норвежка с внушительной национальной известностью - Магни Вентцель. Магни уже в третий раз выступает в Москве, она была участницей одного из наших вокальных фестивалей, ей очень понравилось выступать с трио московского пианиста Льва Кушнира и она не упустила возможности сделать это еще раз. Все бы хорошо, но петь в третий раз тот же репертуар все же не стоило.

Интересный джазовый вокал на таком воздушном фестивале не помешал бы. К сожалению, не вышло. Не поправила дело и Саша Морозова, выступившая с квартетом питерского гитариста Гасана Багирова. Скорее сам Гасан, подпевая своей гитаре в унисон или в терцию в духе Джорджа Бенсона, мог претендовать на лидерство по вокальной части. Тем более что это соответствовало откровенной развлекательности его музыки, пригодной для выступления на садовой эстраде, но без вывески "Фестиваль джаза".

Была на фестивале и иная джазовая гитара - легендарный чех Рудольф Дашек. Новатор и авангардист, его виниловые диски с прилавков "Мелодии" шестидесятых и семидесятых уходили влет. Сейчас он играл дуэтом с отечественной легендой Алексеем Кузнецовым - человеком совсем иного направления. Это было здорово, ностальгично, хотя оба музыканта так и остались в том времени. До самого начала фестиваля оставался открытым вопрос о его хэдлайнере, которым не без сомнений, но стал американский саксофонист Рон Блейк, выступивший на фестивале все с тем же трио Льва Кушнира. Блейк оказался на нью-йоркской джазовой сцене в 90-е годы и сразу же включился в активную жизнь, появляясь на концертах и в записях с Бенни Голсоном, Джонни Гриффином, Артом Фармером и другими звездами. В "Эрмитаже" квартет исполнил тройку авторских композиций, пару стандартов, музыка была контрастной, а временами и глубокой, с богатыми вариациями саксофоновых тембров. Рон вдохновил уставшую за пятичасовой концерт публику, а затем отправился на джем-сейшн в московский "Ле Клуб", где присоединился к выступавшему там, а не на фестивале, своему старшему товарищу, партнеру и почти родственнику 73-летнему Джонни Гриффину.

Несколько тысяч человек, сидевшие, стоявшие, бродившие или танцующие по саду напротив Петровки, 38, вряд ли задавались вопросом, кто на сцене главный. Они бурно аплодировали, вскидывали в азарте руки, танцевали на траве и даже на сцене. Они просто получали удовольствие. Именно это и отметил в разговоре с "НГ" Юрий Сергеевич Саульский. Он считает главным достоинством фестиваля его демократичность, доступность. К слову, пенсионеров на концерты пускали бесплатно. Радостные лица людей, которые все-таки пришли слушать хорошую настоящую музыку, и есть главное достижение фестиваля, который глава Московского джаз-ангажемента считает лучшим фестивалем за последние годы. Фестиваля, в котором нет стилевых или возрастных ограничений, фестиваля, на который приходит с каждым годом все больше и больше людей. Об этом говорит и Михаил Грин. Он в качестве продюсера доволен своим детищем, его музыкальным уровнем и финансовой независимостью. Да, трехдневный праздник для любителей джаза и просто любопытных оказалось возможным провести без финансовой поддержки спонсоров и с минимальной, но целенаправленной рекламой. Более того, фестиваль оказался доходным. Ай да джаз!!!


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Курс рубля вернулся в март 2022 года

Курс рубля вернулся в март 2022 года

Анастасия Башкатова

Попытки воздействовать на нацвалюту ключевой ставкой могут ни к чему не привести

0
487
"Орешник" вынуждает США корректировать стратегию ядерного сдерживания

"Орешник" вынуждает США корректировать стратегию ядерного сдерживания

Владимир Мухин

Киев и НАТО готовятся к новому витку эскалации конфликта с Россией

0
522
США и Япония планируют развернуть силы для защиты Тайваня

США и Япония планируют развернуть силы для защиты Тайваня

  

0
213
Конституционный суд почувствовал разницу между законом и реальностью

Конституционный суд почувствовал разницу между законом и реальностью

Екатерина Трифонова

Отказать в возбуждении уголовного дела много раз по одному поводу теоретически нельзя

0
316

Другие новости