ЛОНДОНСКИЙ королевский оказался в Москве по случаю. Гастроли, организованные компанией "Росинтерфест" без длительной и изнурительной подготовки - из разряда стихийно подверстанных к заранее составленным планам. Оркестр, даже заметно не исправляя расписания своего летнего турне по скандинавским странам с программой "Классика Beatles", сделал небольшой крюк через Санкт-Петербург и Москву.
В результате в самый разгар концертной летней тишины случились эффектные на вид гастроли. ГЦКЗ "Россия" был собран легко, билетов стоимостью от 1500 до 3000 рублей за полтора часа до шоу в продаже уже не было. Большие мужики у касс предлагали покупать у них "лишние" за двести единиц, что по сезонным меркам для престижного события - немного.
Собравшаяся на Beatles в симфо-королевском варианте публика - среднее поколение, средний класс, без vip-истерики и молодежного ажиотажа. Большим успехом среди журналистов пользовался юный академический музыкант, упрашивавший охрану и билетерш (кажется, так и не упросил) пропустить его без билета (жалобно): "Ведь "Битлз" уже нет, а музыку хорошую слушать надо".
Программа оркестровых аранжировок классических напевов Beatles - любимое детище композитора, продюсера и дирижера Дэвида Арнольда (известен как автор музыки к голливудским блокбастерам "Годзилла" и "День независимости"). Она ориентирована именно на среднего потребителя (пристойного достатка, с не сильно акцентированными вкусовыми пристрастиями, но в целом осведомленного в основных культурных сюжетах) и поэтому в высшей степени демократична. Рецептурная схема современного культурного демократизма известна вся до буквы: разной степени изысканности и коммерческой стати слоистые торты изготавливаются по многожанровой технологии.
Ясно, что почти каждая мелодия даже если и не известна назубок, то уютно и тепло знакома. Самые культовые на свете образцы рок-музыки, которые у всех на слуху, даны в сочетании с манящей, чуть элитарной аурой марки "Лондонский королевский филармонический". Все гладко завязывается на известных дружеских отношениях титулованных ниспровергателей устоев с британской монархией.
Оркестр, которому немногим более пятидесяти лет (титул "королевского" получил в 1964-м), имеет в багаже среди прочего серьезную работу с серьезными дирижерами - Андре Превеном и Владимиром Ашкенази, например. Но любят его не за это. Лицо оркестра - увесистый CD-бокс "Hooked On Classics" (ударный сборник шлягеров из классики, подарочный по исполнению и по сути) и программы оркестровых аранжировок поп- и рок-музыки (Эрика Клэптона, Pink Floyd, Queen, Eagles, пока еще не столь престарелых Oasis). И это лицо - милое и симпатичное.
Вальяжное, гнусаво-трогательное тромбоновое соло, за которым угадывается сентиментальный профиль песенки Here There and Everywhere в программе "Классика Beatles", не может быть не милым. Посапывающий за Michel фагот сверх меры симпатичен. Разбросанные по углам компактных сетов из Hard Days Night, Abbey Road и Sergeant Pepper"s Lonely Hearts Club Band а ля моцартовские струнные фиоритуры, чайковские виолончельные печали, рахманиновский фортепианный разлив, пиццикато двух виолончелей, изображающих банджо, и даже пара аккордов прямо из Эрла Гарнера - почти что умилительны.
Совершенно завел несколько зажатую до поры аудиторию гламурный и разухабистый одновременно мюзикл, выполненный из материалов изящной миниатюры Maxwell"s Silver Hammer с пластинки Abbey Road. В оркестровой удали была слышна практика записей собственных версий классических мюзиклов - Cats, Phantom Of The Opera. Зал аплодировал, слушая машущих руками четырех леди с деревянными духовыми и поглядывая на рыжеволосую валторну. Что не может не трактоваться как приятная мизансцена. Не лишена обаяния и симфоническая акварельная размытость на том месте, где в памяти гнездится величественная Across The Universe. Вся атмосфера королевского дивертисмента - то вдруг импозантного, то бесцветно-ненавязчивого, как фонограмма в лифте четырехзвездочной гостиницы, - настраивает на сентиментальные ощущения.
Но оркестр играет из рук вон. Симфоническая составляющая оркестра минимизирована до камерных пропорций, медная секция расширена до масштабов скромного биг-бенда, ухает ритм-секция, и все могло бы быть хорошо, но группы не строят, инструменты регулярно вступают где ни попадя, подзвучка заунывно и громко фонит.
Выбор между неприятным и сентиментальным вгоняет в ступор. Между ними заставляет удивленно замереть еще и то, что на месте ожидаемых либо прогрессивных мультикультурных и мультижанровых ощущений, либо подарочного рода шелестящих впечатлений возникают отчетливые воспоминания - и не про Beatles совсем, которых временами не без явного сосредоточения выуживаешь из предлагаемого бульона. Это зачем-то выплывают тени Поля Мориа, Эстрадно-симфонического оркестра Всесоюзного радио и телевидения под управлением Юрия Силантьева и с некоторым напряжением уже - оркестра Рэя Конифа. Вылезают словно из-за шкафа (лакированное с трещинками дээспэ с блестящим шпунтиком на дверце в качестве ручки). Базовый образ мультижанровой моды - старинная эстрадно-симфоническая модель. Лондонский королевский со своими "Битлз" изумляет простотой решения: уже никто никуда не идет.