-ФОЛЬКЕР, почему вы опять приехали в Москву?
- Потому что здесь, в городе, есть энергия. Я также езжу сюда по делам: их не так много, но все только начинается. А сейчас есть особый повод: я хочу на следующий год показать в Германии молодое русское искусство. Потому что хочу узнать, что делает новое художественное поколение.
- Что вы думаете о нем?
- Может быть, сейчас - впервые - мы видим здесь "просто художника", обыкновенного художника, который работает над своей собственной идентичностью. Молодые не смотрят так часто в сторону Нью-Йорка, не оглядываются на окраины Европы, потому что все это они уже знают. Но они пытаются найти свой, русский путь. Их искусство основано на собственном опыте, новом обществе, которое растет очень быстро, которое учится расти - только три-четыре года, понимаете?
- Какие именно художники вам интересны?
- Спайдер представил мне пять художников, я получил большое портфолио из галереи "XL", увидел, что происходит у "Айдан". Еще я в первый раз увидел инсталляцию Лизы Березовской. И должен сказать, что это очень-очень хорошая инсталляция. Я этого не ожидал. И это также типичное произведение. Не тяжелая, темная историческая вещь, а произведение, которое сильно ориентировано на настоящее. И даже если художница не живет все время в Москве, ее работа кажется мне очень русским способом рефлексии.
- Какая галерея сейчас наиболее интересна в Москве?
- Это несколько имен, всегда одни и те же. Я думаю, вам действительно нужно что-то менять. Есть много богатых людей, но они не размышляют о своей культурной идентичности, не покупают искусство. Если в Москве нет и двух сотен коллекционеров, то вам и не нужно больше, чем три галереи. С другой стороны, я не понимаю, почему у вас мало открытых пространств, в которых вы могли бы делать действительно интересные проекты - без всяких денег - просто собирать художников вместе. Это меня немного разочаровывает.
- Что вы думаете о Берлинской художественной ярмарке - это действительно точка для встречи русских галерей с миром?
- У нас всегда три-четыре галереи из России. Но я буду рад пригласить больше.
- Есть ли в Германии люди, собирающие современное русское искусство?
- В начале девяностых были коллекционеры в Германии, в Америке - они покупали разного рода русское искусство, но большинство из них остановились. А сейчас, если кто-то покупает русское искусство, он не нацелен только на него. С другой стороны, нужно работать против того мнения, что Россия полна мафии, что это опасная страна. Медиа дают нам одностороннюю картину.
- Вы будете работать с русскими художниками для немецких покупателей?
- Каждый коллекционер, который приходит в мою галерею, желанен - американец, немец... Какая разница, откуда приезжают сейчас в Берлин? Дело обстоит не так, как было 15-20 лет назад - нет изоляции. Галерея Норденхаке переехала в Берлин из Стокгольма, другая галерея - из Осло. Есть галерея из Японии, которая открылась в Берлине.
- Как вы думаете, Берлин сейчас - более интересная точка для европейского искусства, чем Париж?
- Я думаю, в мире есть всего три места для современного искусства. Номер один - был и будет - Нью-Йорк. В течение последних 10 лет им стал также Лондон. Новая Тэйт - прекрасна, по-настоящему зрелищна. Последние пять лет все более и более интересным для иностранных художников становится Берлин. Здесь живут многие художники, тут у них есть возможность найти мастерские.
Это не смешно - это глупо, что в Москве у большинства художников, которых мы встретили, нет мастерских! Как так можно работать? Без пространства ничего нельзя нарисовать! Можно заниматься чем-то лишь виртуально... Это хорошо на один миг, но не надолго. Так что город должен давать скидки - сдавать здания художникам по очень низким ценам. В Берлине поддерживают художественные студии. Аренда стоит 10 марок: 5 марок дает город, а художник платит только 5.
- В советское время у нас был Союз художников, который контролировал все студии. Сейчас он тоже еще существует, но не для молодых.
- Это очень плохо для всей страны - не представлять себе, что происходит в мире культуры. То, что выживает в истории, - это всегда искусство. Это - идентичность страны. Это то, что нужно поддерживать. То, что выживает, - это не банки, не экономисты. Никто не говорит о "Банке Марка Шагала", но все говорят о Марке Шагале: он был очень важным авангардным художником начала века и он - русский художник.
- Вы регулярно приезжаете на "Арт-Москву". Что вы думаете о том, что происходит на Московской художественной ярмарке?
- Ей определенно нужен следующий шаг. Каждый год нужно иметь больше на 5-6-7 новых галерей - особенно международных. Затем необходима международная реклама для людей, которые могут прилететь хоть из Индии. Потому что если нет коллекционеров в вашем собственном городе, вы можете их ввозить. В Берлине - та же проблема: у нас недостаточно коллекционеров для того, чтобы удовлетворить берлинский Арт-Форум, на котором присутствуют 170 галерей из 20-30 стран. То, что мы можем сделать, - это привлечь коллекционеров, которые прилетают со всего мира. Затем они покупают, галеристы уезжают домой, говоря: "С этой ярмаркой все о"кей, на следующий год постараемся приехать..."
И вам здесь нужна институция - нечто вроде Кунстхалле.
- Ну, у нас есть Центральный Дом художника - не Кунстхалле, конечно, но все же...
- ЦДХ нуждается в ясной концепции. Такой, чтобы она была понятна для людей художественного мира, которые бы сказали: "О"кей, мы постараемся привезти хорошее искусство из Лондона и показать двух-трех современных художников". Пойдите к политикам и скажите: "Политики, если у вас есть много денег, дайте нам немного, чтобы сделать что-то". Затем учредите совет попечителей. Это очень простая система - так делают американцы. Пусть каждый платит 10 тысяч долларов в год.
- В чем основной интерес ваших покупателей? Что они сегодня хотят? Хорошую инсталляцию?
- Нет, они больше так не думают. Они хотят чего-нибудь нового и свежего. "Круто! Я этого раньше не видел", - вот идея, которая за этим лежит. Не имеет значения, видео это или тишотка. Это должен быть предмет со своей собственной сильной идентичностью.
- Что касается следующей ярмарки в Берлине - много ли там будет русских галерей?
- Вы знаете, как трудно русскому получить визу - это полное дерьмо! На дворе не ХIХ век. XXI век, проснитесь! Люди должны понимать: если открыть границы, это вовсе не значит того, что миллионы голодных русских побегут через них. Политики всегда далеки от реальности. Они не понимают, как быстро вещи меняются. Экономисты - понимают. И люди культуры понимают, потому что они на самой вершине.
- В чем вы видите суть своей работы галериста?
- Моя работа как галериста - сводить людей вместе. Это искусство возможностей: у кого-то есть власть, у кого-то - деньги. Это политическая работа - привлечь людей.
Есть нечто другое в моей жизни. Когда кто-то начинает коллекционировать - он покупает одну вещь, покупает другую вещь. А когда есть третья вещь - сравнивает: что есть эта третья вещь? Это более современно? Или более прекрасно? Большинство этих людей самообразовываются через зрение. Они учатся, они принимают решения. Это прекрасно - видеть, как коллекции растут, как они меняются.